Роль эмоционального интеллекта в формировании статуса лидера в молодежной среде
Целью работы является рассмотрение роли эмоционального интеллекта, т.е. способности человека понимать и управлять своими эмоциями, понимать, адекватно реагировать и управлять эмоциями других, в формировании лидера и определение, какие именно его составляющие являются наиболее значимыми в этом процессе.(36, с. 35-37; 12, с. 267-269).
Актуальность проблематики, как нам видится, состоит, во-первых, в том, что уровень развития отношений в современном обществе приводит к невозможности адекватной переработки эмоциональной нагрузки личностью и, как следствие, к ее психическому нездоровью. В этих условиях особое значение отводится разумному поведению человека в эмоциональной области, т.е. его эмоциональному интеллекту. Во-вторых: Россия с конца XX века находиться в состоянии социально – экономического кризиса. Это сказывается, в первую очередь, на неопределенности, нестабильности, незащищенности жизнедеятельности молодежи, а значит, поставлена под угрозу сама ее сущность как социальной группы. Одним из путей локализации этого явления, как приоритетного направления государственной молодежной политики в современном российском обществе, должна стать подготовка корпуса высокопрофессиональных специалистов по работе с молодежью, эффективных лидеров в молодежной среде.
Структура исследования причинных связей между уровнем эмоционального интеллекта и способностью к лидерству молодого человека, проведенного на базе Института социальных отношений КГПУ им. К. Э. Циолковского в 2005 – 2006 гг., была следующая:
1. Постановка задачи.
Выяснить: можно ли считать степень развития эмоционального интеллекта молодого человека причиной соответствующей степени развития его способностей к лидерству или нельзя.
2. Предварительный анализ информации, собранной во время теоретических изысканий, наблюдений, интервьюирования, условий и методов решения задачи.
Во-первых, были структурированы материалы по теории лидерства в молодежной среде:
· Определение лидерства в молодежной среде:
где М – молодежная организация
f – стремление изменить поведение
q – поведение изменилось
h - доволен собой
Л – лидерство
- успешное лидерство
- эффективное лидерство.
· Классификационная блок – схема лидерства в молодежной организации.(24, с. 211-212; 26, с. 179-181)
· Критерии эффективного лидерства