Материалы

Изучение стилей саморегуляции спортсменов-волейболистов


Современный спорт высших достижений предъявляет высокие требования к психологической подготовке спортсменов, в частности к способности саморегуляции своего состояния. Многолетние исследования показали, что проблема эмоциональной стабильности спортсменов не может быть решена только за счет разработки эффективных средств регуляции эмоциональных состояний. На данный момент недостаточно внимание уделяется развитию навыков осознанной саморегуляции деятельности, формирующей чувство контроля ситуации, необходимое для успешного преодоления соревновательного стресса. Этим и обусловлена актуальность нашего исследования.

Саморегуляцию деятельности личности целесообразно рассматривать с позиций структурно-функционального подхода. В своем исследовании мы опирались на представление О.А. Конопкина о саморегуляции произвольной активности как о целостной и развивающейся системе, включающей определенные функциональные звенья: планирование целей, моделирование условий, программирование действий, оценку и коррекцию результатов. Современное представление о саморегуляции складывается на основе общих научных принципов детерминизма и развития, на основе субъектного подхода к исследованию психики (К.А. Абульханова-Славская, Д.А. Ошанин, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова и др.).

Проблема нашего исследования: возможно ли компенсировать неблагоприятные для спортивной деятельности акцентуированные черты личности? Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования. Объектом исследования является саморегуляция спортивной деятельности. Предмет исследования – стили саморегуляции спортсменов. В основу исследования была положена следующая гипотеза: развитие индивидуального стиля саморегуляции позволит компенсировать неблагоприятные для спортивной деятельности акцентуированные черты личности спортсменов.

Исследование проводилось на базе волейбольного клуба «Локомотив - Белогорье», выборка составила 60 человек: юноши в возрасте от 16 – 20. Основной метод нашей работы – эксперимент. Для изучения саморегуляции использовались: методика по изучению стилевых особенностей саморегуляции поведения, «ССП–98», разработанная В.И. Моросановой, тест-опросник исследования волевой саморегуляции А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана. Для изучения индивидуально-психологических особенностей личности нами применялись следующие методики: характерологический опросник Леонгарда–Шмишека; опросники мотивации Т. Элерса; методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера. Использовались следующие математические методы: t – критерий Стьюдента, для оценки связей между признаками использовали корреляционный анализ по К.Пирсону. Объемные математические расчеты производились с помощью статистического пакета «STATISTIKA 6.0».

В ходе констатирующего эксперимента мы диагностировали у большинства испытуемых смешанный тип акцентуаций то есть наряду с основными (по которым и были выявлены личностные группы) присутствовали и дополнительные черты. Наиболее часто встречались гипертимная (31,7%), демонстративная (28,3%) и педантичная (21,7%) акцентуация, в соответствии с которыми были выделены 3 личностные группы с аналогичными названиями. Основанием для выделения именно этих трех личностных типов также послужили результаты корреляционного анализа, где наиболее значимые связи наблюдались именно в данных группах спортсменов.

·        Гипертимный личностный тип характеризуется хорошей развитостью процесса моделирования, высокой гибкостью и самостоятельностью, низким уровнем развития процесса планирования. Что хорошо согласуется с выделенными еще К. Леонгардом особенностями людей данного типа: они непоследовательны, инициативны, постоянно в поиске нового, обладают активным творческим мышлением, склонны постоянно отклоняться от темы, им свойственна высокая жажда деятельности. В спортивной деятельности эти особенности проявляются в умении в ситуации лимита времени быстро, без лишних колебаний принимать решения, самостоятельно выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в будущем, гибко и адекватно реагировать на изменения условий.

1 2
Общее время работы: 17.976999282837 мс
Использование памяти: 658 КБ