|
Материалы

Cтекло как материал и средство архитектурной выразительности


Вопрос остекления в формировании городской среды очень актуален. Стеклянная архитектура стала выражением новой ментальности человечества. Двадцатый век освободил человека от оков земного притяжения, выпустил его сразу в небесную сферу, а потом и в космос. Невесомость стала новым ощущением, которое превратилось в категорию эстетики. Ни один другой материал не может так удовлетворить стремлению человека к пространственной свободе, как стекло. Здесь главным является психологический аспект – человек стремится вырваться из состояния «укрытости» наружу. Если стена здания – прочная, непреодолимая преграда, остекленный проем – прозрачная, почти эфемерная, благодаря чему возникает одновременное состояние защищенности и свободы.

Стекло – один из старейших строительных и художественных материалов, сопровождавших человечество на всем пути его развития. Когда было прорублено первое окно, человек понял, чего не хватало его дому – света. Проблема была в том, что совершенный в этом смысле материал не был еще придуман. «Окна – глаза дома», - говорили наши предки. Первые попытки – «паюсные окна» дали человеку представление о том, какими они, эти глаза, должны быть. Для строительства стекло впервые начали использовать в начале нашей эры. Римляне изготавливали маленькие стекла 40 на 40 см, которые применялись для остекления зданий. С падением Римской империи искусство производства стекол было утеряно и возродилось только в Средние века. В этот период стекло являлось очень дорогим материалом и использовалось только для остекления церквей и дворцов. Здесь обязательно нужно упомянуть стекла и витражи готических соборов. В готической архитектуре окно – не просто световой проем, оно имеет свою особую семантику. Она была связана с христианским представлением о Божественном Свете, проникающем в мир сквозь витражные окна сознания. В витраже реальность кажется нереальной – видоизменяется, деформируется, меняет цвет… Готический витраж, как и мысль человека – и преграда, и способ преломления Божественного Света, призванного освещать и освящать наш мир. Так окно получило осмысление, функция превратилась в изящную деталь. В последующие века окно видоизменялось, занимая все более значимое место на фасадах зданий. Развитие пространства внутрь здания, необходимость связи внешнего и внутреннего, усовершенствование технологии производства стекла дало толчок к массовому использованию свойств стекла как средств архитектурной выразительности. Прозрачность, зеркальность, цветовой тон – вот те свойства, которые помогают решить широкий спектр профессиональных задач и достичь ярких архитектурных эффектов.

Технологии производства и функции архитектурного стекла очень разнообразны. Сейчас в мире 90% архитектурного листового стекла производится флоат-способом, предложенным Пилькингтоном еще в 1959 году. Функции же архитектурного стекла полностью соответствуют современным условиям проектирования и решению эргономических требований. Прежде всего архитектурное стекло должно обеспечивать проникновение света в помещение и возможность обзора из него. Оно должно защищать от неблагоприятных факторов внешней среды, как ветер, осадки, мороз, обеспечивать звукоизоляцию, защищать от несанкционированных действий человека, а также участвовать в формировании городской архитектурной среды. Для обеспечения этих функций разработаны различные типы стекол.

Энергосбережение. Для условий Украины теплоизоляция является наиболее важной функцией светопрозрачных ограждений. Удачным изобретением можно считать стеклопакет, который стал неотъемлемой составной частью современного окна. Он состоит из нескольких стекол, герметично соединенных по контуру и разделенных прослойками из осушенного воздуха или инертного газа в 6-20 мм. Из-за герметичности в стеклопакеты не попадает влага и пыль, не ухудшается освещенность помещений, и он обладает высокими теплоизоляционными и звукоизоляционными свойствами.

1 2 3
Общее время работы: 16.445159912109 мс
Использование памяти: 658 КБ