|
Материалы

Актуальные проблемы регионального рынка труда


За время проведения реформ в России полностью сформировались региональные рынки труда, которые отличаются заметной дифференциацией и интенсивностью протекающих процессов, различными структурными сдвигами и адаптационными возможностями. Понятие «рынок труда» – весьма сложная и во многом новая для России категория. Сегодня положение на российском рынке труда определяется ситуацией на рынке труда в разных субъектах Российской Федерации, поэтому вопросы занятости населения в настоящее время приобретают актуальнейшее значение для любого региона. И не для кого не секрет, что самой актуальной проблемой регионального рынка труда сегодня является безработица.

Как показывает практика региональных исследований, основной причиной безработицы является не недостаток людей и не их избыток, а отсутствие на рынке труда работников с нужными производству профессиями и специальностями. Сегодня большинство промышленных предприятий Белгородской области ощущают нехватку квалифицированных рабочих кадров, хотя в регионе вполне достаточно трудовых ресурсов, чтобы обеспечить и ны­нешние, и будущие потребности его экономики. В 2005 г. Высшие и средние профессиональные учебные заведения окон­чили 15,966 тыс. человек. Из них 9,224 тыс. человек получили высшее образование. Такой приток вполне мог бы компенсировать естественную убыль рабочей силы (пен­сию по старости ежегодно оформляют 10-15 тыс. человек), однако профес­сиональный состав выпускников не отвечает в полной мере потребностям работодателей. На рынке труда преобладают специалисты с высшим профессиональным образованием (58%), тогда как доминирует спрос на рабочие специальности (70%): каменщики, слесари, станочники, токари, монтажники, фрезе­ровщики и др. В банке же вакансий 60% зарегистрированных безработных составляют граждане с выс­шим и средним профессиональным образованием.

Одна из причин этого - снижение у молодежи интереса к овладению производственными профессиями. В то же время уже сегодня с большой долей вероятности можно предвидеть, что у значительной доли выпускников вузов и техникумов (бухгалтеров, экономистов, юристов и т.д.) с поиском работы возникнут проблемы. Например, на 01.01.2006. предложение трудовых ресурсов по специальности экономист в 12,5 раз превышает спрос на него.

Результаты многочисленных социологических опросов, в том числе и мониторингов ВЦИОМ, свидетельствуют, что большинство молодых людей не осведомлены о состоянии спроса на рабочую силу на региональных рынках труда.

По результатам опросов молодежи относительно наиболее востребован­ных специальностей в ближайшие три-пять лет, на вершине ранговой верти­кали чаще всего оказываются такие, как юрист и экономист. Подобного ро­да предпочтения одинаково характерны для разных социально-возрастных категорий молодежи (старшеклассни­ков, студентов). И это, несмотря на то, что рынок труда многих регионов пос­ледние несколько лет перенасыщен специалистами юридического и эконо­мического профиля.

Проведенный в 2003 г. опрос сту­дентов разных курсов Московского государственного социального универ­ситета выявил, что наибольшую привлекательность для них представляют такие специальности, как программист, экономист и юрист. В первую де­сятку самых популярных профессий вошли также психолог, бухгалтер, ин­женер, врач, эколог, педагог.

В то же время в рейтинге 20 вост­ребованных в будущем специально­стей 12-ю позицию молодые люди от­дали рабочим профессиям. Они опе­редили такие «модные» в глазах моло­дежи специальности, как дизайнер, маркетолог, журналист, социолог и др. Хотя, конечно же, не нужно преувеличивать значение этого факта. Разрыв между спросом и предложением и на рабочие профессии не сокращает­ся, а наоборот, растет. Усиливается напряженность, связанная с дефицитом квалифицированных рабочих кадров, особенно молодых. На рынке труда по-прежнему ве­лика потребность в работниках для промышленности, сельского хозяй­ства, строительства, транспорта, сферы обслуживания, рейтинг которых у молодежи очень низкий. Так, результаты опросов выпускников московских школ последних лет показали, что лишь 1,5-2% школьников старших классов планируют трудоустроиться сразу после окончания школы или по­лучить профессиональную подготов­ку по рабочей специальности.

1 2 3
Общее время работы: 19.544124603271 мс
Использование памяти: 659 КБ