Актуальные проблемы регионального рынка труда
За время проведения реформ в России полностью сформировались региональные рынки труда, которые отличаются заметной дифференциацией и интенсивностью протекающих процессов, различными структурными сдвигами и адаптационными возможностями. Понятие «рынок труда» – весьма сложная и во многом новая для России категория. Сегодня положение на российском рынке труда определяется ситуацией на рынке труда в разных субъектах Российской Федерации, поэтому вопросы занятости населения в настоящее время приобретают актуальнейшее значение для любого региона. И не для кого не секрет, что самой актуальной проблемой регионального рынка труда сегодня является безработица.
Как показывает практика региональных исследований, основной причиной безработицы является не недостаток людей и не их избыток, а отсутствие на рынке труда работников с нужными производству профессиями и специальностями. Сегодня большинство промышленных предприятий Белгородской области ощущают нехватку квалифицированных рабочих кадров, хотя в регионе вполне достаточно трудовых ресурсов, чтобы обеспечить и нынешние, и будущие потребности его экономики. В 2005 г. Высшие и средние профессиональные учебные заведения окончили 15,966 тыс. человек. Из них 9,224 тыс. человек получили высшее образование. Такой приток вполне мог бы компенсировать естественную убыль рабочей силы (пенсию по старости ежегодно оформляют 10-15 тыс. человек), однако профессиональный состав выпускников не отвечает в полной мере потребностям работодателей. На рынке труда преобладают специалисты с высшим профессиональным образованием (58%), тогда как доминирует спрос на рабочие специальности (70%): каменщики, слесари, станочники, токари, монтажники, фрезеровщики и др. В банке же вакансий 60% зарегистрированных безработных составляют граждане с высшим и средним профессиональным образованием.
Одна из причин этого - снижение у молодежи интереса к овладению производственными профессиями. В то же время уже сегодня с большой долей вероятности можно предвидеть, что у значительной доли выпускников вузов и техникумов (бухгалтеров, экономистов, юристов и т.д.) с поиском работы возникнут проблемы. Например, на 01.01.2006. предложение трудовых ресурсов по специальности экономист в 12,5 раз превышает спрос на него.
Результаты многочисленных социологических опросов, в том числе и мониторингов ВЦИОМ, свидетельствуют, что большинство молодых людей не осведомлены о состоянии спроса на рабочую силу на региональных рынках труда.
По результатам опросов молодежи относительно наиболее востребованных специальностей в ближайшие три-пять лет, на вершине ранговой вертикали чаще всего оказываются такие, как юрист и экономист. Подобного рода предпочтения одинаково характерны для разных социально-возрастных категорий молодежи (старшеклассников, студентов). И это, несмотря на то, что рынок труда многих регионов последние несколько лет перенасыщен специалистами юридического и экономического профиля.
Проведенный в 2003 г. опрос студентов разных курсов Московского государственного социального университета выявил, что наибольшую привлекательность для них представляют такие специальности, как программист, экономист и юрист. В первую десятку самых популярных профессий вошли также психолог, бухгалтер, инженер, врач, эколог, педагог.
В то же время в рейтинге 20 востребованных в будущем специальностей 12-ю позицию молодые люди отдали рабочим профессиям. Они опередили такие «модные» в глазах молодежи специальности, как дизайнер, маркетолог, журналист, социолог и др. Хотя, конечно же, не нужно преувеличивать значение этого факта. Разрыв между спросом и предложением и на рабочие профессии не сокращается, а наоборот, растет. Усиливается напряженность, связанная с дефицитом квалифицированных рабочих кадров, особенно молодых. На рынке труда по-прежнему велика потребность в работниках для промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, сферы обслуживания, рейтинг которых у молодежи очень низкий. Так, результаты опросов выпускников московских школ последних лет показали, что лишь 1,5-2% школьников старших классов планируют трудоустроиться сразу после окончания школы или получить профессиональную подготовку по рабочей специальности.