Материалы

Управленческие аспекты повышения эффективности функционирования региональных властных структур


Становление государственной и муниципальной службы в Российской Федерации происходило на фоне масштабных социально-экономических преобразований 1990-х гг. Стремительный демонтаж институтов планово-централизованной экономики, разрушение старой советской государственности, ликвидация КПСС – каркаса политической системы СССР, составили основное содержание первых лет рыночного реформаторства.

Лозунги: «Берите суверенитета столько, сколько сможете», «Меньше государства, больше рынка» практически предопределили стратегический курс высшей государственной элиты на всемерное сокращение вмешательства региональных и местных властей в экономические процессы на подведомственных территориях.

Структура государственных служащих характеризуется отчетливо выраженной гендерной ассиметрией. Женщины явно преобладают над мужской частью. Но это характерно для нижних ступеней служебной иерархии, тогда как верхние должности практически в подавляющем большинстве заняты мужчинами. Так, на федеральном уровне 89% высших должностей заняты мужчинами, 86% младших должностей – женщинами. На уровне субъектов Российской Федерации количество мужчин на высших должностях – 72%, женщины же преимущественно представлены на нижних служебных должностях – 88%.

Мировой опыт свидетельствует, что модернизационный рывок возможен только при наличии высопрофессионального государственного чиновничества. В этом контексте в России сложилась довольно противоречивая ситуация. На государственной и муниципальной службе продолжает сохраняться значительное число работников, не имеющих высшего профессионального образования.

К данному факту необходимо присовокупить то, что значительное число государственных и муниципальных служащих, получивших профессиональную подготовку в области гуманитарных, экономических и юридических наук еще в советское время, имеют, безусловно, морально устаревшее образование. Наличие же технического или естественного образования может слабо коррелировать с функциональными обязанностями на государственной и муниципальной службе.

Скоропалительное и довольно часто конъюнктурное формирование российской бюрократии не могло не привести к серьезным издержкам как в сфере государственного строительства, так и в функционировании собственно государственной и муниципальной службы. К этому следует добавить фактическую неразбериху в сфере нормотворчества, созданную самим же государством. Только за одно полугодие 1997 г. из 16812 ведомственных актов, принятых федеральными органами исполнительной власти, в Минюсте за тот же период было зарегистрировано лишь 79 - всего 0,49%. Таким образом, даже самый хороший закон обрастал массой подзаконных актов.

От советской эпохи сегодняшняя Россия унаследовала громоздкий и малоэффективный государственный аппарат. Усложняющиеся проблемы социально-экономического, политического развития, курс на построение гражданского общества, удвоение ВВП и преодоление бедности в ближайшей перспективе ставят задачи масштабной и скорейшей модернизации всей системы государственной и муниципальной службы в стране. В этой связи представляет интерес рассмотреть институциональные издержки в функционировании государственной службы, в том числе вычленить причины воспроизводства криминальных проявлений среди чиновничества.

Система управления обществом в целом становилась все более несамокритичной. Номенклатурный принцип формирования правящей государственной и региональной элиты, сложившийся в середине 1920-х гг., в условиях развертывания НТР и усложнения проблем социально-экономического и политического развития оказался практически нежизнеспособным.

Л.И. Бреж­нев фактически смирился с существованием «теневой экономики». Он часто оставлял на своих постах не только провинивших­ся, но и проворовавшихся работников. Много времени и усилий потребовалось, например, для того, чтобы убрать из Грузии многолетнего партийного лидера Мжаванадзе, о жадности и коррупции которого не только в собственной «вотчине» хо­дили легенды. Его благополучно отправили на пенсию. Не был, по существу, наказан и министр рыбного хозяй­ства СССР Ишков, в ведомстве которого на протяжении многих лет осуществлялись крупные махинации. Весьма спокойно чувствовал себя первый секре­тарь Краснодарского крайкома партии Медунов, информация о злоупотреблениях которого неоднократно рассматривалась в различных инстанциях. Не случайно на протяжении 1980-х гг. наблюдался постоянный рост преступлений в сфере экономики. Даже некоторые спады в динамике данных видов преступности в 1987-1989 гг. не меняли общее состояние дел.

1 2
Общее время работы: 11.9948387146 мс
Использование памяти: 660 КБ