Ситуационное руководство
Эта модель концентрирует внимание на процессе принятия решений. Согласно этой модели имеется пять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решений.
Эти пять стилей включают:
1 Автократический - личное решение руководителя;
2 Почти автократический - подчиненные привлекаются только для предоставления информации, нужной для принятия решения;
3 Консультативно-автократический - до принятия решения руководитель выслушивает предложения отдельных подчиненных;
4 Консультативный - руководитель выслушивает мнение всей группы своих подчиненных и принимает решение;
5 Полное участие - решение принимается в группе коллективно. Управление процессами и объектами в любой области человеческой деятельности изобилует неопределенностью и конфликтами. Эти проблемы часто бывают настолько сложными, что правильные решения требуют большой подготовительной работы для выбора оптимального варианта. Одним из перспективных и результативных методов получения правильных решений в таких случаях является метод изучения хозяйственных или производственных ситуаций.
В отечественной и зарубежной практике обучения руководителей в последнее время находит широкое применение метод - «кейс-стади».
Процесс обучения с использованием ситуаций представляет собой имитацию реальных событий, сочетающую достаточную адекватность отображения, небольшие затраты, высокую скорость проведения, вариантность. Все это позволяет развивать необходимые для руководителя навыки принятия и реализации решений, активизировать мышление, совершенствовать умение обсуждать, анализировать факты, рационально использовать информацию, критически рассматривать различные точки зрения.
Таким образом, цель обучения руководителей с использованием ситуаций - моделирование динамичной производственной или хозяйственной ситуации, которая закономерно может возникнуть в той или иной организации. Главное при этом — приветь подчиненным умение анализировать имеющуюся информацию, вести ролевые переговоры, руководить людьми, самостоятельно принимать решения; этим четырем видам организационно-управленческого опыта следует уделять особое внимание.