Ситуационное руководство
Таким образом, методология ситуационного подхода может быть представлена как четырех шаговый процесс:
1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность: системный анализ, методы планирования и контроля, количественные методы принятия решений.
2. Каждая из управляющих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен
уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и от
рицательные, от применения данной методики или концепции.
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определять, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект можетповлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
4. Руководитель должен уметь увязать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.
В рамках ситуационного подхода были разработаны четыре ситуационных модели, которые помогли разобраться в сложностях процесса руководства:
1) Ситуационная модель руководства Фидлера, которая сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя (отношения между руководителем и подчиненными, структура задачи, должностные полномочия).
Различные сочетания этих трех факторов могут дать восемь потенциальных стилей руководства. Исследования Фидлера показали, что при разных характеристиках указанных факторов будут эффективны или руководители, ориентированные на человека, или руководители, ориентированные на задачи.
2) Подход «путь-цель» Митчелла и Хауса, согласно которому руководитель, организуя подчинённых на осуществление поставленных целей, воздействует на пути достижения этих целей.
Руководитель может влиять на пути или средства достижения целей с помощью следующих приемов:
1. Разъяснение того, что ожидается от подчиненного.