Ситуационное руководство
СИТУАЦИОННОЕ РУКОВОДСТВО
Ситуационный подход, появившийся в 60-70-е годы XX столетия, способствовал дальнейшему развитию теории управления, позволив использовать возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.
Данный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует большое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Основные положения ситуационного подхода:
1) не отвергая результаты других подходов и школ менеджмента, исходит из того, что для наиболее эффективного достижения целей организации приемы, которыми пользуется руководитель, могут значительно варьироваться;
2) увязывает конкретные концепции и методики с конкретными ситуациями;
3) менеджеру необходимо хорошо владеть средствами профессионального управления, доказавшими свою эффективность;
4) менеджер должен уметь предвидеть возможные положительные и отрицательные последствия применения конкретной концепции и методики;
5) менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять наиболее важные факторы в данных условиях и вероятный эффект от изменения переменных.
Самый важный момент в ситуационном подходе - определение наиболее существенных переменных в данной ситуации и их воздейст вия на управляемый объект. С точки зрения интенсивности влияния на процесс управления факторы внешней среды делят на факторы прямого (непосредственного) и косвенного воздействия. Роль менеджера состоит не только в определении среды, к которой относится фактор воздействия, но и в установлении силы его влияния на производственную систему, чтобы либо нейтрализовать, либо усилить воздействие внешнего фактора на результаты производства.