| родимые пятна значение
Материалы

Актуальные проблемы менеджмента качества


Вряд ли кто-то сомневается в том, что качество, менеджмент качества, просто менеджмент и вообще любая профессиональная деятельность людей направлены на улучшение качества жизни. Именно качество – не всегда осознаваемая, часто неверно понимаемая, но всегда объективно главная, строго говоря единственная, цель живого человека.

Источником соперничества, борьбы между людьми обычно служит не качество, а его материальные носители – земля, топливо, деньги. Но, к счастью, все эти материальные объекты (запасы которых ограничены) нужны человеку не сами по себе, а только как средства получения, хранения и передачи информации и качества. И вот именно для того, чтобы в этой ситуации точнее формулировать цель и чаще ее достигать, необходимо понимать, что такое качество, откуда оно берется и каким должен быть менеджмент, направленный на достижение высокого качества.

Итак, в основе качества лежит удовлетворение потребностей. Существует мнение, что рынок нормализует потребление и способствует повышению качества продукции. И это действительно так. Вместе с тем отечественный рынок наполнен товарами самого разного качества, в том числе и низкого. Почему они не вытесняются с рынка? Почему вообще возникают товары и услуги низкого качества? Ведь производители почти всегда знают цену того, что они выпускают. Ответ на этот вопрос очевиден: поставщик выходит на рынок для удовлетворения собственных потребностей, а совсем не для удовлетворения потребностей клиента. Точку зрения рынка на качество выражает, например, американский специалист Дж. Харрингтон: качество – это «удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он себе может позволить, когда у него возникает потребность»; высокое качество – это «превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает». Иными словами, рынок способствует повышению качества, но не гарантирует его. Говорят, что для вытеснения товаров низкого качества рынок должен стать цивилизованным. Очевидной целью любого предприятия становится прибыль. Прибыль приносит потребитель, которому прежде всего требуется именно качество. Потребитель платит только за качество, а в течение длительного времени – только за высокое качество.

В условиях конкуренции завоевать соответствующий рыночный сегмент можно, только представив потенциальным потребителям достоверную информацию о качестве товара. Исходя из необходимости обеспечения потребителя объективной и достаточной информацией о качестве, стал распространяться такой вид контроля, как сертификация. Сертификация – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям, осуществляемая третьей, независимой организацией. Почти во всех странах Западной Европы, и Японии обязательная сертификация получила значительное распространение и связана, как правило, с безопасностью, охраной здоровья и окружающей среды. В процессе сертификации пересекаются интересы нескольких сторон: предприятия, органа по сертификации, непосредственных потребителей и общества в целом. Поэтому сертификация проводится строго в соответствии с требованиями, изложенными в нормативных документах.

Добровольная сертификация способствует укреплению репутации предприятия и, как следствие, повышению конкурентоспособности его продукции. Системы менеджмента качества также сертифицируются в соответствии с данным законом, при этом системы менеджмента качества сертифицируются только в добровольном порядке. Для предприятия смысл добровольной сертификации аналогичен смыслу получения диплома об образовании для человека. Подчеркнем – именно получению диплома, а не самому образованию. Можно быть прекрасным специалистом и не иметь диплома. Можно иметь диплом, но быть плохим специалистом. Диплом можно получить и незаконным путем – купить его. Сертификат также можно получить, не имея, по существу, на него права. Но, в общем, при наличии развитой системы образования и надлежащем контроле общества за этой системой, люди, имеющие диплом об образовании, обладают более высокой квалификацией, чем люди, не имеющие его. Можно надеяться, что под влиянием общества со временем и подтверждение соответствия (в том числе сертификация) избавится от имеющихся недостатков и будет в большей степени достигать тех целей, на которые оно ориентировано. Таким образом, работы по добровольной сертификации не требуют специального правового регулирования, а подчиняются общим нормам гражданского законодательства. И еще одно замечание. Закон не определяет, на соответствие каким «условиям договоров» следует проводить сертификацию. Так что сертифицировать можно, грубо говоря, любой объект на соответствие любым договорам. Впрочем, если верить данным, общая доля бесполезных для деятельности сертификатов колеблется от 80 до 90%. Обычно орган по сертификации публикует данные по количеству выданных сертификатов, однако когда от 80 до 90% этих сертификатов оказываются бесполезными для предприятий, гордится количеством выданных сертификатов, по крайней мере, не логично.

1 2
Общее время работы: 20.30086517334 мс
Использование памяти: 660 КБ