|
Материалы

Коммуникативно-прагматические особенности цитации в научно-публицистическом тексте


В качестве исходного положения в анализе закономерностей организации текста выступает исключительная значимость признания коммуникативного статуса смысловой структуры текста. Особенности текста как высшей коммуникативной единицы с заданными условиями коммуникации определяют характер распределения информации в нем, диктуют семантическую структуру, которая обнаруживается в соответствующем лексико-грамматическом оформлении [Орлова, 1988].

Необходимо отметить, что структуру текста следует рассматривать как многоуровневую систему единиц, обладающих коммуникативной значимостью, иерархия которых определяется особенностями развертывания общего коммуникативного содержания. Основной единицей текста является сверхфразовое единство, понимаемое как структурно-смысловое единство, представляющее собой часть завершенной коммуникации.

Так как каждое сверхфразовое единство является компонентом связного текста, то, очевидно, оно призвано выполнять в нем некую определенную содержательно-композиционную роль. Эта роль может быть двоякой. Прежде всего, задачей сверхфразового единства может быть участие в продвижении повествования, составляющего содержание текста. Такие сверхфразовые единства, участвуя в формировании смысла текста, находятся на основной его сюжетной линии, обеспечивая ее связность, ее постепенное, непрерывное развитие. Но возможна и другая текстовая роль сверхфразового единства, которая заключается в том, что оно может выражать разнообразные отступления от основной линии повествования. Это применимо не только к сверхфразовым единствам, но и к предложениям, входящим в них, которые также могут рассматриваться как продвигающие сюжетную линию, или как расширяющие содержание сверхфразового единства, но не являющиеся обязательными для продвижения повествования.

Таким образом, в этом случае можно говорить о некоторой автосемантии отрезков текста, которые не участвуют непосредственно в продвижении сюжета; под автосемантией понимаются «формы зависимости относительной независимости отрезков текста по отношению к содержанию всего текста или его части» [Гальперин, 1981].

Характеризуя значение этих отступлений, Е.А. Реферовская указывает: «Все эти отступления имеют огромное значение для текста в целом, создавая его содержательное и стилистическое богатство, определяя силу его воздействия на читателя. Но непосредственной объективной роли в выявлении основной сюжетной линии они не играют или почти не играют, что дает возможность относить их к побочным линиям текста, не исключая их из общего композиционного плана, но лишь отводя им второстепенную роль в ремо-тематическом продвижении, ремо-тематической прогрессии текста», или же далее: «…они обогащают его [текст], снабжают деталями описания, характеризуют события и действующих лиц, передают субъективно-модальные значения, словом, содержат все те подробности, которые создают полноту изложения, служат непосредственному воздействию на читателя (слушателя), наконец, обусловливают стилистическое богатство и разнообразие текста» [Реферовская, 1989].

Сложно не согласиться с этой точкой зрения, однако она, на наш взгляд, требует некоторого дополнения. Как замечает И.Р. Гальперин, «сама категория зависимости предполагает не только одностороннюю связь, то есть зависимость от главного, основного, но и двустороннюю, выраженную влиянием зависимого на независимое». Однако это влияние, по нашему мнению, не ограничивается только тем, что отступления служат стилистическому обогащению текста в целом, которое, в свою очередь, способствует воздействию на читателя. Эти отступления имеют особую коммуникативную значимость, которая заключается в том, что они, выполняя функцию «торможения», распределяют информацию таким образом, чтобы как можно полнее реализовать коммуникативную установку, направленную на эффективное восприятие смысла текста.

В связи с этим особый интерес представляет научно-популярный статья как жанр газетного текста, что объясняется особенностями, присущими этому типу текста: а) подробностью изложения научных данных, своеобразным «разжевыванием» сведений; б) раскрытием всех возможных общих положений на конкретных примерах; в) избеганием приведения излишне большого количества научных фактов, материала исследования; необходимостью давать отдых читателю использованием различных параллелей и отступлений от общего содержания, содержащих информацию не собственно научного характера и другое.

1 2 3
Общее время работы: 36.743879318237 мс
Использование памяти: 658 КБ