|
Материалы

Взаимодействие природы и общества


Если оно ослабит свой трудовой напор, познавательную мощь — оно много «недоберет» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберет» в своем преобразовательном рвении, то в конечном счете также придет к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.

В основе отношения общества к природе лежит не только идея чистого разума об оптимальности этого отношения, о желательности наиболее сбалансированного преобразования природы и общества. В основе человеческой деятельности — экономические и другие столь же практические интересы. Эти интересы бывают бесконечно разны­ми: в них могут наличествовать и эгоизм, и своекорыстие, и желание сделать хуже своему ближнему, и стремление к сиюминутной выгоде, и простое незнание природного материала, с которым человек имеет дело, непонимание отдаленных последствий своих поступков. Одним словом, в основе человеческих действий могут лежать тысячи и тыся­чи разных мотивов и, мягко говоря, далеко не все они отличаются достаточной степенью разумности и благородства. И вот во всем раз­нообразии своей экономической, социальной и другой мотивации человек вступает в контакт с природой, налаживает обмел вещей с ней. Совершенно очевидно, что отношение человеческого общества к природе изначально противоречиво. С одной стороны, здравый смысл людей, их элементарная, житейская предусмотрительность толкают их к бережному отношению к природе, к обеспечению воспроизвод­ства ее богатств. С другой — эгоизм, стремление удовлетворить свои своекорыстные сиюминутные интересы толкают к хищничеству, расточительству. Если это разнообразие интересов поднимается до госу­дарственного уровня и становится предметом политики государств — в одном случае дальновидной, в другом — близорукой, — то на этом макросоциальном уровне противоречивость отношения общества к природе становится еще более явной.

Противоречивость отношения общества к природе связана и с разным соотношением созидательных и разрушительных тенденций в его материально-производственной деятельности. Прежде, при отно­сительно локальных масштабах человеческой деятельности противо­речивость этого соотношения не носила столь явного характера.

Тогда созидательные моменты преобладали над разрушительными, к тому же и естественных ресурсов природе хватало, чтобы противостоять разрушительным тенденциям и сохранять себя. В XX в., в период науч­но-технической революции, масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу.

Великий естествоиспытатель В. И. Вернадский писал о ноосфере, создаваемой человеком в процессе воздействия им на природу и уп­равляемой исключительно разумом.

Предвидения В. И. Вернадского в части, касающейся роста масш­табов человеческой преобразовательной деятельности, нашли блис­тательное подтверждение. Но в его мечту о царстве разума вносится изрядная доля скепсиса. Конечно, разуму будет принад­лежать все большая роль в отношениях с природой, тем более что осваиваются все более глубокие ее слои, все более тонкие структуры. Но если бы один разум был законодателем в этих отношениях! Наря­ду с ним какие только интересы не движут обществом. Притом они столь мощны, что и разум ставят себе на службу. Разве не самые бли­стательные умы выпустили ядерного джинна из кладовой природы, который потом обернулся трагедиями Хиросимы, Нагасаки, Черно­быля. Думается, что решающее слово в балансе общества и при­роды будет принадлежать не разуму, а человеческому интересу, опло­дотворенному разумом.

Отношение природы и общества, пройдя через все перипетии всемир­ной истории, достаточно убедительно раскрыло свою глубинную про­тиворечивость. Эта противоречивость не является неким преходящим моментом, неким недостатком, который в идеале должен быть преодо­лен, а составляет саму сущность диалектики природы и общества.

 

Использованная литература:

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп., - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 608с.

2. Балашов А.Е. Философия: Учебник. – М.: Издательская корпорация «Дашков и К», 2004. – 608с.

3. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. Изд. 2-е. – М.: ФАЙР ПРЕСС, 2000. – 560с.

1 2 3
Общее время работы: 90.724945068359 мс
Использование памяти: 658 КБ