Материалы

Особенности монополии в Российской Федерации


 

Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают. Особенностью монополий является то, что продукт создается единственной фирмой, производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители), вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров, таких как патенты, монополия на источник сырья и т.д.. Таким образом, фирма-производитель полностью контролирует производство и рынок. Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д.

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы.

Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции.

Монополии могут возникать разными путями. В одних случаях сильная фирма поглощает другую, более мелкую и недееспособную. В других же случаях фирмы добровольно идут на такое объединение. При этом могут сливаться не только фирмы производящие одну продукцию, но и фирмы-смежники, то есть фирмы связанные одной технологической цепочкой. А также фирмы, одна из которых занимается производством товара и реализацией на оптовом рынке, а другая реализует этот же товар на розничном рынке. Таким образом, фирмы получают контроль над отраслью.

Современная теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта.

1 2 3
Общее время работы: 9.066104888916 мс
Использование памяти: 658 КБ