Материалы

Значение физической культуры в процессе становления личности специалиста в техническом ВУЗе


 

В условиях изменившейся экономической, политической и социальной ситуации остались общественные ценности, значение которых не подвергается сомнению: одна из таких ценностей – физическая культура. Значение физической культуры в процессе формирования личности огромно – в этом отношении не устарела пословица «В здоровом теле – здоровый дух». Однако появились такие барьеры распространения физической культуры как недостаток финансирования и поддержки властей, освещённости в СМИ. Всё это препятствует реализации образовательных стратегий молодёжи в плане физического совершенства.

Особенно актуальна эта проблема для студентов технического профиля, а также обучающихся в техническом вузе. Специфика технического вуза такова, что физическое воспитание не всегда является приоритетным направлением. В то же время огромна учебная нагрузка на студентов, что часто вредит их общему физического и психического состоянию, а это может особенно негативно сказаться на процессе формирования личности, который совпадает по времени с периодом обучения в вузе. В данной работе понятие физической культуры рассматривается как совокупность физического развития студента, состояния его здоровья и психики и собственно «физической культуры» как составляющей культурного развития личности.

Актуальность такой постановки проблемы проистекает из нового курса социальной и, в частности, молодёжной политики, где главное место отводиться всем направлениям «оздоровления общества [5]. Современная ситуация такова, что молодёжь часто не имеет реальной возможности повысить уровень физической культуры. На пример, по данным социологического исследования проведённого в БГТУ им. В.Г. Шухова в 2003 году [2.251], удовлетворённость студентов работой спортивных секций такова – полностью 37,21%, частично 37,21%, не удовлетворены 4,651%, затруднились с ответом 13,95%. Следствием этого является ухудшение здоровья молодёжи: действительно абсолютное большинство студентов ставить проблему со здоровьем в ряд наиболее серьёзных проблем, с которыми они сталкиваются в процессе обучения в вузе. Распределение мнений молодых людей о своём здоровье [2.244]: хорошее (17 лет - 40,5%, 24 года -34%), среднее (17 лет -53,7%, 24 года -59,9%), плохое (17 лет - 5,1%, 24 года – 5,0%), затруднились ответить(17 лет - 0,6%, 24 года - 1,0%).

Также исследователи, по результатам опроса контингента студентов 17 и 24 лет, отметили некоторое снижение общего уровня культуры в вопросе профилактики заболеваний. Данные о профилактическом посещении врачей молодёжью [2.245] по времени последнего профилактического осмотра: в пределах полугода (17 лет - 41,2%, 24 года - 30,9%), в пределах года (17 лет - 19,1%, 24 года - 17,4%), более года назад (17 лет - 15,4%, 24 года - 25,3%), никогда не обращались (17 лет - 20,5%, 24 года - 22,7%0, затруднились ответить(17 лет - 3,7%, 24 года - 4,4%).

Существует точка зрения, в соответствии с которой, отсутствие должного уровня развития спорта и пропаганды физической культуры порождает всё большее распространение таких «болезней общества» как никотиновая зависимость, алкоголизм, в том числе т.н. «пивной алкоголизм», наркомания – преимущественно в молодёжной среде. Высказываются также мнения о прямой зависимости демографической, а значит экономической ситуации в стране от уровня физической культуры населения [1].

Для изучения влияния физической культуры на процесс формирования личности и выбор профессиональной деятельности необходимо учитывать как постоянные, так и временные условия, которые ставят перед человеком задачу совершенствовать свое физическое состояние и здоровье. К последним относиться рассмотрение значения и роли физической культуры с позиций социальной и профессиональной ориентации, оценка физической культуры в профессиональной деятельности. Но, немаловажна и оценка физической культуры на протяжении всей жизни человека.
Студенты, участвовавшие в опросе 2004 года среди качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности, назвали «жизненную силу» и «способность изменять окружающую среду» [3] - очевидно, что основу таких качеств закладывает высокое физическое развитие, которое и является источником жизненной силы и энергии.

1 2 3
Общее время работы: 87.226152420044 мс
Использование памяти: 658 КБ