Размагничивающее действие поперечной реакции якоря зависит от величины как тока якоря, так и потока, создаваемого обмоткой возбуждения. Ее действие учтем введением потока реакции якоря . Для расчетов воспользуемся зависимостью , так как величина потока реакции якоря при изменении тока якоря в пределах мало зависит от тока возбуждения .
Влияние вихревых токов обычно учитывается действием короткозамкнутой обмотки, расположенной на полюсах машины. Для удобства вычислений ее число витков принимают равным числу витков обмотки возбуждения. Сопротивление же ее находят путем обработки осциллограммы ЭДС машины e=f(t), вращаемой посторонним двигателем при отключенной обмотке возбуждения.
В соответствии с принятыми условиями переходные процессы рассматриваемой схемы двигателя будут описываться уравнениями:
где , — напряжения цепи возбуждения и якоря; , — ток и число витков параллельной обмотки возбуждения; — активное сопротивление цепи параллельной обмотки возбуждения ОВ1; — число пар полюсов; — коэффициент рассеяния потока возбуждения; , — поток реакции якоря и результирующий поток; — поток якоря, обусловленный действием обмоток возбуждения и МДС вихревых токов; , — вихревой и результирующий токи, приведенные к параллельной обмотке возбуждения, — число витков последова-тельной обмотки возбуждения ОВ2, — сопротивление фиктивной короткозамкнутой обмотки, учитывающей действие вихревых токов; — конструк-тивная постоянная электродвигателя;, — активное сопротивление и индуктивность цепи якоря; — момент инерции привода; , — момент двигателя и момент нагрузки на валу.