Материалы

Самопознание и самоотношение как условие развития эмпатии в раннем юношеском возрасте


В то же время в контрольной группе по сравнению с экспериментальной, тенденций в изменении самопознания не обнаружено.

Дальнейший анализ особенностей самосознания (изучение особенностей самоотношения) юношей и девушек экспериментальной и контрольных групп показал следующее. У тех старшеклассников, которые участвовали в развивающих занятиях, получили развитие следующие составляющие самоотношения: самоинтерес, ожидаемое отношение других и самопонимание. У юношей и девушек контрольной группы значимых изменений по итогам предварительного и итогового тестирования не обнаружено.

Получается, что проведённые занятия с психологом способствовали увеличению степени заинтересованностью участниками собственного внутреннего мира, повышению уровню рефлексии, направленной как на себя, так и на окружающих. Старшеклассники, участвовавшие в групповых развивающих занятиях, теперь более уверены, что способны произвести благоприятное впечатление на большинство своих знакомых, а также новых людей. Возможно, такое изменение относительно ожидаемого отношения других является следствием возросшей самоуверенности (её показатели по группе увеличились, однако сдвиг между результатами предварительного и итогового тестирования не является статистически достоверным). Ведь более уверенные в себе люди обладают и более оптимистичными представлениями относительно мнения о себе у других людей.

Способствовала проведённая программа и развитию самопонимания: занятия помогли в ответе на вопросы относительно собственной личности, гармонизировали внутренний мир участников, снизили степень внутренней конфликтности.

Анализ сдвига между предварительным и итоговым тестированием изменений, произошедших в контрольной группе, также не зарегистрирован.

Итак, можно утверждать, что разработанная нами программа является эффективной для развития самопознания и самоотношения старшеклассников раннего юношеского возраста. В частности, по результатам первого проведения программы у её участников снизилась степень подозрительности, возросла дружелюбность, повысился самоинтерес и самопонимание, ожидаемое отношение других стало более оптимистичным. Не исключено, что созданные с помощью занятий условия способствуют развитию и других составляющих самопознания и самоотношения.

Теперь обратимся к изучению уровня развития эмпатии старшеклассников после реализации развивающей программы.

Если раньше (до реализации программы) в экспериментальной группе распределение было следующим: 6 старшеклассников с низким уровнем развития эмпатии; 2 старшеклассника со средним уровнем развития эмпатии; 1 старшеклассник с высоким уровнем развития эмпатии, то после проведения цикла занятий это распределение изменилось: 1 участник имеет низкий уровень развития эмпатии, 3 участника – средний и 4 участника – высокий (см. рис. 2).

Зафиксированные положительные тенденции свидетельствуют о том, что старшеклассниками была проделана значительная внутренняя работа, направленная на самопознание и новое осознание отношения к другому человеку, изменение собственного отношения к переживаниям другого.

 

 

 

 

 

 

1 2 3 1 2 3

 

Рис. 2. Распределение участников экспериментальной группы по уровню развития эмпатии по итогам предварительного и итогового тестирования

Условные обозначения:

1 - группа с низким уровнем развития эмпатии;

2 - группа со средним уровнем развития эмпатии;

3 - группа с высоким уровнем развития эмпатии.

1 2 3 4
Общее время работы: 9.5140933990479 мс
Использование памяти: 658 КБ