Самопознание и самоотношение как условие развития эмпатии в раннем юношеском возрасте
Рис.1. Распределение юношей и девушек по уровням развития эмпатии (в %)
Условные обозначения:
1 – группа с высоким уровнем развития эмпатии;
2 – группа со средним уровнем развития эмпатии;
3 – группа с низким уровнем развития эмпатии.
По рисунку 1 видно, что из всех обследованных старшеклассников только 4 % могут быть отнесены к «группе высокоэмпатийных». Это значит, что лишь для малой части обследованных юношей и девушек характерно эмоционально отзываться на переживания другого, иметь устойчивую систему знаний, способствующую распознанию эмоциональных состояний объекта эмпатии и совершать адекватные действия, каким-либо образом выражающие своё сочувствие или сорадование, направленные на помощь и поддержку человеку, если он в ней нуждается.
«Группа среднеэмпатийных» (её составляют 23 % испытуемых) обладает достаточной способностью эмоционально отзываться на переживания другого, будь то человек, животное или антропоморфизированный предмет. Старшеклассники, вошедшие в неё, в своём большинстве высоко сензетивны к переживаниям других людей, способны к безошибочному распознаванию эмоциональных состояний окружающий, и чаще всего совершают адекватные ситуации эмпатические действия и поступки. Хотя в некоторых случаях возможно бездействие.
«Группа низкоэмпатийных» отличается недостаточной способностью возникновения адекватных эмоциональных реакций на переживания других людей, ограниченной способностью верно понимать чувства и эмоции окружающих, значительным количеством установок, блокирующих проявления соответствующих ситуации эмпатических действий. В неё вошло 73 % всех опрошенных.
Установленный нами факт свидетельствует о низкой степени развития эмпатии среди юношей и девушек и требует исследования факторов, влияющих на становление эмпатийности.
Опираясь на теоретический анализ психологической литературы, мы предположили, что одними из таких факторов являются самопознание и самоотношение юношей и девушек.
Для этого была разработана и реализована программа групповых занятий, направленная на развитие этих структур личности.
Были сформированы две группы, каждую из них составили 6 старшеклассников с низким уровнем развития эмпатии; 2 старшеклассников со средним уровнем развития эмпатии; 1 старшеклассник с высоким уровнем развития эмпатии. То есть количество участников, составляющих экспериментальную и контрольную группы – 9 человек.
После проведения повторной диагностики, зафиксированы следующее изменения в самопознании и самоотношении учащихся.
В области самопознания юношей и девушек экспериментальной группы обнаружены статистически значимые различия по качествам подозрительности (t=2,2) и дружелюбности (t=3,5). Показатели по качеству «подозрительность» в результате развивающих занятий снизились, то есть старшеклассники стали более реалистичны в суждениях и поступках, критичны и самостоятельны по отношению к окружающим, увеличилась степень доверия другим людям. Показатели по качеству дружелюбности, наоборот, повысились: теперь старшеклассники более расположены, чем до занятий, к другим людям, охотнее идут на знакомство с новыми людьми и сохранение уже существующих тёплых отношений.