Самопознание и самоотношение как условие развития эмпатии в раннем юношеском возрасте
Проблема воспитания гуманных чувств в контексте глобализации современного образования является проблемой дискуссионной и открытой для осмысления.
Эмпатия – это феномен, который является одним из регуляторов взаимоотношений людей и обладает влиянием на нравственное становление личности. Вместе с тем современные программы школьного обучения не включают в качестве хотя бы дополнительной задачи развитие эмпатических способностей. В рамках семьи, общества также скорее равнодушие, а не сопереживание и сорадование, взаимопомощь и взаимоподдержка становятся социальной нормой. В психолого-педагогической практике отмечается потребность в поиске путей развития эмпатии.
Стоит отметить, что вокруг взрослеющего человека складывается уникальная социальная ситуация развития, и главным психологическим приобретением ранней юности должно стать открытие своего внутреннего мира. Задача взрослых - помочь юношам и девушкам более четко структурировать представления о себе, научиться адекватно оценивать проявления собственной личности, уметь ценить свои достоинства.
Выявление роли самопознания и самоотношения в развитии эмпатии в юношеском возрасте является целью нашего исследования.
Мы предположили, что развитие когнитивного (самопознание) и эмоционального (самоотношение) компонентов самосознания в юношеском возрасте способствует развитию более высокого уровня эмпатии.
Объектом исследования является самосознание в юношеском возрасте, предметом – когнитивный и эмоциональный компоненты самосознания как фактор, определяющий развитие эмпатии в юношеском возрасте.
В качестве основного метода сбора данных в предстоящей работе планируется реализация формирующего эксперимента.
Исследование проводилось на базе МОУ средней школы № 31 г. Белгорода среди юношей и девушек 10-х классов в количестве 60 человек. Возраст обследуемых – 15-17 лет.
Для деления на группы юношей и девушек по уровню развития эмпатии нами были выделены следующие критерии: сформированная способность эмоционально откликаться в соответствующих тому ситуациях; устойчивая система знаний, способствующая возникновению сочувствия, сопереживания или сорадования другому (уровень развития способности к распознанию эмоциональных состояний объекта эмпатии); и, наконец, наличие установок, способствующих возникновению эмпатических действий.
На основании этих параметров всех испытуемых можно разделить на 3 группы: с высоким, средним и низким уровнем развития эмпатии.
В результате исследования мы получили следующие результаты (см. рис. 1).