Материалы

Исследование проблем организации и эффективного функционирования маркетинговой службы на российских предприятиях


Луханин Р.И.

Научный руководитель: канд. экон. наук, доц.

Старикова М.С.

Белгородский государственный технологический

университет им. В.Г. Шухова

 

Исследование проблем организации и эффективного функционирования маркетинговой службы на российских предприятиях

 

«Маркетинг – мост между производством и потреблением, который состоит из всех видов деятельности, приводящих к тому, что товары и услуги оказываются в руках потребителей»

(У.Район).

 

Маркетинг – явление сложное, многогранное и динамичное. Этим объясняется невозможность в одном универсальном и кратком определении дать полную, адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику.

Обеспечение эффективного развития и функционирования, как больших предприятий, так и молодых фирм в условиях рыночной системы хозяйствования в настоящее время является сложной комплексной проблемой. В первую очередь это касается таких ее сторон, как маркетинговая деятельность, ее организация, а также бесперебойная работа всей маркетинговой системы в целом.

Как показывает практика, в условиях трансформации отечественной экономики в рыночную маркетинг нередко является наиболее «узким местом». При неэффективной маркетинговой системе теряется гибкость, и остаются невостребованными ресурсные возможности производственной, финансовой и других подсистем предприятий.

Маркетинговый подход – общепризнанное направление в создании и реализации фирмами продукции и услуг различного направления. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговой сфере уделяется большое внимание, поскольку неэффективная маркетинговая система предприятия может привести не только к потерянной прибыли, но и прямым убыткам. Маркетинговая система как подсистема организационного управления существует в любой организации, однако, степень ее развития и эффективности может иметь значительные различия.

На многих отечественных предприятиях в настоящее время медленно реализуются настоящие маркетинговые мероприятия и исследования. Однако наряду с этим нередко отсутствует правильное понимание самого понятия «маркетинговая деятельность», «маркетинговая система», «управление маркетингом», «маркетинговое управление», как о целостной подсистеме управления предприятием. Объективные причины этого связаны с тем, что маркетинг соприкасается и пересекается с самыми различными сторонами деятельности предприятия, но в тоже время не дублирует их.

Значимой проблемой стало взаимодействие маркетинга с другими службами предприятия. Поэтому большое значение при создании структуры маркетинга имеет правильная организация его взаимоотношений с другими подразделениями для обеспечения необходимого обмена информационными потоками. Причем служба маркетинга должна выполнять функции координирования действия других отделов с помощью управляющего звена. То есть информация, выдаваемая данной службой, влияет на принятие стратегических решений, а значит, участвует в координации действий, ориентированных на выполнение общей цели для всех подразделений.

Следующей весомой проблемой является верный выбор организационной структуры маркетинговой службы. Ведь она отражает те функции, которые выполняет маркетинг на данном предприятии и, если не добиться соответствия инструмента достижения поставленной цели желаемому результату (подобно принципу ключ-замок), то не приходится рассчитывать на положительный, интересующий результат. Единых рецептов по использованию четко определенных организационных структур управления маркетингом не существует.

Основные из проблем, препятствующие эффективному функционированию службы маркетинга, можно условно разделить на внешние, возникающие вне предприятия и обычно находящиеся вне сферы его влияния, и внутренние, имеющие место внутри предприятия и связанные, как правило, с ошибками и упущениями руководства и персонала.

К таким внутренним проблемам могут быть отнесены:

1. Непонимание руководством значимости маркетинга в деятельности предприятия. Применение маркетинговых мероприятий на отечественных предприятиях, как правило, носит разовый характер. Это обусловлено тем, что руководство многих из них недопонимает значимость маркетинга. Руководители думают, что служба маркетинга поможет через рекламу улучшить сбыт продукции предприятия, а с помощью исследований рынка – выработать правильную стратегию и найти новых потребителей. Таким образом, большинство из них приравнивают маркетинг либо к рекламе, либо к исследованию рынка, либо к знанию своего потребителя и т.д.

1 2 3
Общее время работы: 9.4749927520752 мс
Использование памяти: 660 КБ