Материалы

Туризм как динамическая экономическая система


ТУРИЗМ КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 

Туризм по праву называют феноменом XXI века. Эта сфера народнохозяйственного комплекса, которая во многих странах мира превратилась в бурно развивающуюся отрасль. Туристический бизнес привлекает предпринимателей небольшим стартовым капиталом, быстрым сроком окупаемости, постоянным спросом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных затрат.

В данном докладе рассматривается экономическая природа туризма.

Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта (ВНП). Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет важным ее сектором. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составляет около 30%.

Современный туризм как экономическое явление:

1) Имеет индустриальную форму;

2) Выступает в виде туристического продукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;

3) Создает новые рабочие места и зачастую выступает пионером освоения новых районов и катализатором ускоренного развития национальной экономики;

4) Выступает как механизм перераспределения национального дохода в пользу стран, специализирующихся на туризме;

5) Является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения;

6) Характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;

7) Выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы;

8) Совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека.

Экономическая эффективность туризма

Экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране развивается параллельно с другими отраслями народнохозяйственного комплекса. Экономическая эффективность – это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы. Когда мы говорим о том, что туризм оказывает определенное влияние на развитие национальной экономики, то это означает его воздействие на основные экономические показатели: ВНП, НД, личное потребление и сбережения граждан, инвестиции и др.

В национальном доходе очень важно учитывать только конечное потребление товаров и услуг, чтобы избежать двойного счета. Эта проблема действительно встанет, если вспомнить, что туристический продукт формируется за счет привлечения услуг других производителей: авиакомпаний, гостиниц, ресторанов, театров, музеев, туристических агентов и т. д. Все эти услуги являются промежуточными для конечного туристического продукта и уже включены в его стоимость. Предприниматели включают в стоимость туристического продукта и чужой труд, поскольку они получают многие услуги от других фирм и добавляют к ним свой труд и свои ресурсы. Именно они и составляют добавочную стоимость, которую и необходимо учитывать в национальном доходе для устранения двойного счета.

Показатели ВВП и ВНП могут быть рассчитаны на только в масштабах страны, они репрезентативны и на уровне туристических фирм, так как те же методы используются для исчисления внутренних доходов, которые облагаются налогами. При этом возникают сотни парадоксов, которые следует учитывать, чтобы повысить эффективность производства туристического продукта и избежать излишнего и неоправданного налогообложения.

В литературе по экономике туризма для измерения экономического воздействия туризма рекомендуется модель мультипликатора – коэффициента, который показывает зависимость изменения дохода от изменений инвестиций. Он действует в следующих сферах:

·         Торговля;

·         Выпуск продукции;

·         Доход;

1 2
Общее время работы: 9.4220638275146 мс
Использование памяти: 658 КБ