Материалы

Парадигмы синергетики в современном образовании


Главная проблема пробуждаю­щего обучения заключается в том, как управлять, не управляя, как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из соб­ственных и благоприятных для человека путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие. Еще одна трудность – как преодолевать хаос (неорганизованные и спонтанные устремле­ния обучаемого), его не преодолевая, а делая симпатичным, творческим, превращая его в поле, рождающее искры инноваций. Синергетический подход к образованию заключается в стимулирующем, или пробуждаю­щем, образовании, образовании как открытии себя или сотрудничестве с самим собой и с другими людьми. Чтобы действовать наиболее эффективно, надо действовать в нужное время и в нужном месте. Речь идет о так назы­ваемых резонансных, топологически правильных воздействиях. Резуль­таты их могут быть весьма неожиданными и многообещающими.

С точки зрения эволюционной эпистемологии, которая использует эволюционные, в том числе и современные нелинейные, синергетические модели для понимания процессов познания, творчества, а также приобре­тения нового знания в процессе обучения, обучение предстает как «адап­тивная модификация» (К. Лоренц, 1965) генетически врожденного пове­дения. Сама возможность обучения означает существенное преимуществе человеческого существа в достижении того, для чего в ходе обычной дар­виновской эволюции потребовалось бы тысячелетия неопределенных му­тационных изменений. Культурная эволюция, в противоположность ис­торическому развитию биологических видов, является ламаркианской по своему характеру, т. е., выражаясь языком биологии, приобретенные ин­дивидом в течение его жизни изменения, его знания и накопленный опыт, наследуются, передаются следующим поколениям. Обучение имеет резонансную природу: осуществляется ускоренный переход к новым, модифицированным структурам знания и поведения. Грубо говоря, происходит «штамповка», матричная передача целостных образцов знания, что составляет основу для последующих творческих изысканий индивидуального разума.

В результате процесса обучения глубоко перестраивается личность обучающегося. С синергетической точки зрения, как показывает Скотт Келсо, обучение протекает как «специфическое видоизменение уже суще­ствующих паттернов поведения в направлении той задачи, которую пред­стоит решить». Есть определенные основания предполагать, что обучение не толь­ко усиливает следы памяти и уже существующие синаптические связи, но и радикально перестраивает всю конфигурацию структуры системы. «Изучаемый паттерн модифицирует внутреннюю динамику. Обучение является процессом, в результате которого паттерн попадает в память. Мы говорим, что паттерн поведения усваивается в той степени, в которой внутренняя динамика изменяется в направлении паттерна, который пред­стоит изучить. Когда процесс обучения завершен, отпечатавшийся в па­мяти паттерн определяет стабильное состояние (теперь моди­фицированной) динамики паттерна».

Длительный процесс обучения или самообразования, творческой ра­боты вообще связан с целой серией событий качественной перестройки аттракторов, своего рода фазовых переходов. Человек становится иным. Развивая основы диалогического мышления и способа жизни, немецкий философ экзистенциального направления Мартин Бубер совершенно с другой стороны приходит к аналогичному выводу: «Связь есть взаим­ность. Мое Ты воздействует на меня, так же как и я оказываю воздейст­вие на него. Наши ученики влияют на нас, наши работы строят нас».

На основе синергетики возможно также сближение гуманитарного и естественно-научного образования. Гуманитарное образование все более математизируется. Использо­вание компьютерных программ, визуализирующих синергетические зна­ния, — это реальный путь для гуманитариев усвоить глубоко содержа­тельные понятия и идеи, получаемые на самом передовом крае математи­ческой и физической наук, вовлечения в оборот своего мышления важных мировоззренческих следствий и выводов из сложных аналитико-математических расчетов и математического моделирования процессов образо­вания и эволюции сложных структур в нелинейных средах. Для специализирующихся в области естествознания — это способ по­вышения их общей культуры мышления, расширения их культурологи­ческого образования. Чтобы надлежащим образом ориентироваться и эффективно действо­вать в современном сложном и нестабильном мире, необходимо овладеть сложным мышлением. Э. Морен, президент Ассоциации сложного мыш­ления, созданной во Франции, подчеркивает насущную необходимость ре­формы мышления и существующей системы образования на всех уровнях, формулируя основные принципы сложного мышления. Основой та­кого мышления является современная теория самоорганизации сложных систем. Синергетику можно рассматривать в качестве некой платформы: если сто­ять на этой платформе, то можно найти нечто определенное в открытом и неопределенном будущем, которое нас ожидает, можно понять не только принципиальные пределы предсказуемости, но и увидеть элементы не­ограниченно отдаленного будущего в сегодняшних сложных эволюцион­ных структурах в мире, и тем самым обрести некоторую уверенность в нашем изменчивом, неустойчивом, подверженном кризисам мире.

Синергетическая теория может быть использована как новый методологический базис для исследования будущего, для глобального моделирования и построения сценариев развития.

Существует и иная сторона связи синергетики с будущим. Будущее общества во многом определяется системой образования и воспитания подрастающего поколения. Образование, построенное на принципах си­нергетики, наиболее эффективно отвечает потребностям всестороннего раскрытия способностей личности и способам непрерывного самооб­разования.

1 2
Общее время работы: 14.195919036865 мс
Использование памяти: 660 КБ