Материалы

Парадигмы синергетики в современном образовании


Новое направление научных исследований – синергетика - имеет особый статус. Она междисциплинарна, ибо ориентирована на то, чтобы выявить законы самоорганизации сложных систем любой природы независимо от конкретной природы составляющих их элементов. Этим определяется прежде всего специфическая роль синергетики в системе образования.

Как известно, система образования и воспитания подрастающего поколения во многом определяет будущее общества. Образование, построенное на принципах синергетики, наиболее эффективно и отвечает потребностям всестороннего раскрытия способностей личности и способам непрерывного самообразования.

В последнее время синергетические исследовательские программы выходят далеко за пределы естественно-научного знания, тех областей математической физики, физики лазеров, физики плазмы и физической химии, в которых были разработаны базовые синергетические модели. Синергетика плодотворно применяется к исследованию человека, чело­веческой культуры и общества, в таких областях, как нейробиология и нейроиммунология, когнитивная психология и психология восприятия, психиатрия и психотерапия, различные области медицины, экономика и социология, науковедение и культурология.

Итак, синергетика (от греч. «син» — «совместно» и «эргос» — «действие»), междисциплинарное направление, которое занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем различной природы и выявлением того, каким образом взаимодействие таких подсистем приводит к возникновению пространственных, временных или пространственно-временных структур в макроскопическом масштабе.

Роль синергетики в образовании двояка. Речь идет о синергетичных подходах к образованию, синергетичных способах организации процесса обучения и воспитания, а также об образовании через синергетику, путем передачи и распространения синергетичных знаний. В первом случае синергетика выступает как метод образования, а во втором – как его содержание.

Синергетика предлагает специфические методы обучения: самообразование, нелинейный диалог, пробуждающее обучение, обучение как адаптивная модификация, обучение как фазовый переход и др.

Самоорганизация - одно из ключевых понятий синергетики. В аспекте образования это означает самообразование. Лучшее управление – это самоуправление. Еще даосисты говорили, что хорош тот правитель, который управляет как можно меньше. Главное – не передача знаний, но овладение способами пополнения знаний и быстрой ориентации в разветвленной системе знания, способами самообразования.

Парадигма самоорганизации, или синергетическая парадигма, влечет за собой новый диалог человека с природой. Она приводит также к новому диалогу человека с самим собой и с другими людьми. Нелинейная ситуация, ситуация бифуркации путей эволюции или состояние неустойчивости нелинейной среды, ее чувствительности к малым воздействиям, связана с неопределенностью и возможностью выбора. Осуществляя выбор дальнейшего пути, субъект ориентируется на один из собственных путей эволюции сложной системы, с которой он имеет дело, а также на свои ценностные предпочтения. Он выбирает наиболее благоприятный для себя путь, который в то же время является одним из спектра путей, определяемых внутренними свойствами этой сложной системы, т. е. од­ним из реализуемых в ней путей. Синергетику поэтому можно рассматри­вать как оптимистический способ овладения нелинейной ситуацией.

Нелинейный диалог предполагает, что процедура обучения, способ связи обучающего и обучаемого может быть представлена следующим образом. Это – нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи, попадания – в результате разрешения проблемных ситуаций – в один и тот же темпомир. Последнее означает, что благодаря совместной активности в такого рода ситуации учитель и ученик начинают функционировать с одной скоростью, жить в одном темпе. Обучение становится интерактивным, как об этом пишут Умберто Матурана, Гордон Паск и Франциско Варела. Не только учитель учит ученика, но и ученик учит учителя, они становятся кооперирующими друг с другом сотрудниками. Учитель должен научиться видеть, что скрывает­ся за учеником и научиться понимать его. В процессе обучения незнаю­щий превращается в знающего, а при этом изменяется и сам учитель.

1 2
Общее время работы: 15.998125076294 мс
Использование памяти: 658 КБ