Исследование профессионального самоопределения
Д.Сьюпьр в рамках своей теории развития объединил точки зрения целого ряда теорий, как психологических, так и не психологических. В 1952 г.
Он выдвинул следующие положения:
Люди характеризуются своими способностями, интересами, свойствами личности; На этой основе каждый человек подходит нескольким профессиям, а одна профессия – ряду индивидов; В зависимости от времени и опыта человека меняются как объективные, так и субъективные условия профессионального развития, что обуславливает профессиональный множественный выбор; Профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий; Особенности этого развития определяется социально-экономическим уровнем родителей, свойствами индивида, его профессиональными возможностями и т.д.; На разных стадиях развитием можно управлять, способствуя формированию у индивида интересов и способностей и поддерживая его в стремлении; Профессиональное развитие, в сущности, состоит в развитии и реализации Я-концепции; Взаимодействие Я-концепции и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей, например, в фантазии, в беседе с профконсультантом или в реальной жизни; Удовлетворенность работой зависит от того, в какой мере индивид находит возможности для реализации своих способностей, интересов, свойств личности в профессиональных ситуациях, что в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая казалась подходящей на стадиях профессионального развития, названных Д.Сьюпером стадиями пробуждения и исследования.
С точки зрения Сьюпера, человек должен выбирать профессию с учетом:
Для исследования гендерных особенностей профессионального самоопределения у старшеклассников мы использовали дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова.
Для выявления факторов, обуславливающих профессиональное самоопределение юношей и девушек, нами была разработана анкета, состоящая из 5 вопросов.
Для выявления гендерной роли юношей и девушек в обществе, была использована Анкета половых ролей БЕМ.
Исследование проводилось в общеобразовательной средней школе среди учеников 11 класса. Количество испытуемых – 30 человек (15 мальчиков и 15 девочек). Использование данной выборки обусловлено тем, что большинство девушек и юношей уже определились с выбором профессии и четко представляют, кем они хотят быть. У них также уже прошла гендерная социализация: юноши и девушки усвоили и приняли существующие в обществе традиционные представления о мужчинах и женщинах и их роли в общественном процессе.