Высшее образование в контексте процессов глобализации и интернационализации
Глобализация, сегодня, является важной проблемой для высшего образования, ибо от адекватного внедрения в процесс образования составляющих элементов глобализации и интернационализации зависит, в сущности, сама модель будущей системы образования, или иначе – уровень квалификации трудовых ресурсов.
Выделим ключевые проблемы, решение которых образует область совместного плодотворного существования глобализации и образования:
- стратегии интернационализации;
- транснациональное образование;
- обеспечение международного качества;
- региональное и межрегиональное сотрудничество;
- информационная и коммуникационная технологии и виртуальные университеты;
Причинами возникновения указанных проблем в контексте процесса глобализации предлагается считать следующие характерные черты сегодняшнего процесса образования:
1. прикладной процесс производства знаний;
2. широкий набор междисциплинарных знаний, процесс производства которых достигается установлением консенсуса специалистов разных областей. В современной науке, по этому поводу, введен термин трансдисциплинарности знаний, который предполагает четкие, но подвижные рамки для управления процессом поиска решения проблемы. Важно отметить, что эти рамки создаются и сохраняются в контексте своего приложения, но не привносятся готовыми;
3. сложные и нелинейные социально-технические взаимосвязи участников при создании знаний;
4. возрастание социальной ответственности и отчетности за производимое знание, что является следствием растущего участия социальных групп в решении глобальных проблем;
5. расширение базы систем контроля качества (имеются в виду новые критерии, вторгающиеся в производство знания через контекст его приложения), что подразумевает возрастание внутренних противоречий между разноплановыми интеллектуальными, социальными, экономическими и политическими интересами.
При разрешении поставленных проблем приемлемо было бы сначала определить степень и структурность введения предполагаемых образовательных новаций. Процесс превращения университетов в учреждения, работающие на основе комплексных информационных сетей (что, по сути, и предполагает глобализация образолвания) включает в себя помимо внедрения новых технологий также неизбежные перемены в ментальности. Если удастся решить противоречия между новыми технологиями и существующими гуманитарными педагогическими принципами, а также неогуманистическими ценностями между различными группами населения, информационно-коммуникационные сети станут важнейшей зоной и инструментом, где будет происходить процесс конструирования творческих способностей нового социального порядка.
В условиях глобализации возможны следующие сценарии развития высшего образования:
1. Низкая конкуренция и низкая информативная грамотность в высшем образовании. Университеты не реагируют на изменения, уменьшается число студентов и возрастает плата за обучение, вводятся контракты учебной продуктивности. Крупнейшие центры продают информацию и ресурсы другим участникам образовательных услуг. Родители ищут альтернативы запрашиваемым университетами высоким ценам.
2. Высокая конкуренция и относительно низкий уровень информативной грамотности в высшем образовании. Родители перестают поддерживать университеты. Приходят новые поставщики, поддерживаемые правительственными структурами. Система образования становится более гибкой, чувствительной, быстро меняющейся, основанной на обучении информационным технологиям. Оценка и сертификация в сети производится в режиме реального времени. Студенты остаются дома и учатся, применяя новые технологии, а электронная подписка на обучение в течение всей жизни становится необходимым атрибутом развития карьеры.