|
Материалы

Высшее образование в контексте процессов глобализации и интернационализации


Уфимский государственный авиационный технический университет

 

Высшее образование в контексте процессов глобализации и интернационализации

 

Процесс мировой глобализации – это кооперация и подведение различных национальных идей и систем под одно структурное образование. Обычно глобализация тесно связана с интеграцией мирового сообщества, поэтому с ее протеканием возникают проблемы общенационального плана. В современном мире глобализация большей частью «поразила» морально-правовые и социо-культурные стороны общественной жизни. Для развития экономической составляющей и формирования устойчивого развития сегодня требуются большие затраты человеческого ресурса, что обусловлено высокой наукоемкостью промышленного производства, его нерациональным, под час разрушительным, размещением. Гипертрофированным стало восприятие самого человека в экономической системе как фактора материального производства. Экономическое развитие стало вредить не только экосистеме Земли, но и личности человека. Действия транснациональных компаний на мировом рынке диктуют потребителям правила, направление и стиль потребления. Таким образом происходит навязывание ценностей и установок, которыми слепо руководствуются люди.

Сфера жизнедеятельности людей, которая на сегодняшний день находится под доминионом процесса глобализации – это современные информационные технологии и средства сообщения. Экономические отношения, под давлением транснациональных компаний уже перестроились на потребности глобализации. Заметим, что данный процесс был заведомо необратим, в связи с тенденциями стран на формирование определенных конгломератных образований (союзов, международных организаций). Нет необходимости также искать в данном процессе лишь отрицательные стороны. Важно понимать и качественно оценивать ту меру проникновения, в пределах которой глобализация выступает как созидательный процесс. Человечество получило огромные возможности для резкого скачка в развитии, для улучшения качества жизни всех людей, без исключения. Но чтобы это произошло необходимо, чтобы принципы нравственности, равенства и справедливости стали главными в отношениях между людьми и государствами. К сожалению, рыночно-денежные принципы, ставшие сегодня единственным регулятором всех отношений безнравственны в принципе.

Наряду с процессом глобализации происходит постоянная интернационализация общества. Следует различать эти два явления как взаимодополняющие составные части современного интегрированного развития мирового сообщества, где глобализация – это возникновение гибридной мировой культуры и смешение национальных традиций, а интернационализация – это становление национальных государств-сообществ и их взаимодействие между собой.

Анализируя международные тенденции развития мирового сообщества последних двадцати лет можно констатировать два направления процесса глобализации и интернационализации:

1)       оформление в рамках экономических, политических и информационных отношений (протекал до конца девяностых годов двадцатого столетия);

2)       вовлечение в развитие данного процесса этнокультурных и социально-экологических стороны общественной жизни, как реакции на первый этап глобализации.

Существенную роль при становлении процессов глобализации и интернационализации играет кросскультурный (кросскоммуникацион-ный) принцип взаимодействия наций, основанный на объединении и синтезе основных, базовых положений функционирования общества.

Центральную роль здесь до сих пор играло образование, которое и подготавливало фундаментальный потенциал развития глобализации. Феноменальной остается невовлеченность самого образования в рассматриваемый процесс, его закрытость. Лишь в последнее десятилетие выстроена система направлений глобализации на государственные системы образования (в основном это высшая ступень образования, то есть университеты, институты, академии и т.п., где ведется подготовка экономически значимого ресурса - специализированных кадров), заключающаяся в подходе к образованию в аспекте «большого предприятия» (Австралия, Англия, Германия, США). До сих пор модель «образование как предприятие» направлена на достижение экономической выгоды на рынке международных образовательных услуг, однако вызовы социально-экологической и этнокультурной реальности заставляют подходить к проблеме глобализации образования с качественно иных, социально-ответственных позиций.

1 2 3
Общее время работы: 9.5160007476807 мс
Использование памяти: 660 КБ