|
Материалы

Совершенствование методики проведения экспертизы ДТП при столкновении транспортных средств


Под столкновением транспортных средств (ТС) понимают происшествие, возникшее в результате взаимного контакта механических ТС в процессе их движения и повлекшее за собой гибель или телесные повреждения людей, повреждения транспортных средств, сооружении, грузов или иной материальный ущерб.

Согласно статистическим данным, в Белгородской области в 2005 году столкновения транспортных средств составили третью часть (32,6%) всех ДТП и является довольно внушительным показателем. При этом данный вид ДТП имеет по той же статистике самые тяжелые последствия[1].

В настоящее время при расследовании подобных дел у экспертов - автотехников часто возникают сложности в ответе на вопрос следователя «Какова была скорость транспортных средств непосредственно перед столкновением?». Это объясняется отсутствием у них научно – обоснованных и достаточно апробированных методик. Как показывает практика большинство существующих методик либо не позволяют ответить на некоторые вопросы либо дают на них не корректный ответ.

Например, классический способ нахождения скорости автомобилей по работе перемещения после столкновения применим только для столкновений под углом 0 < λст < 90°, да и то без учета работы на деформацию кузова автомобилей. Данный вывод был получен при анализе ряда реальных столкновений с углом между осями автомобилей 90° < λст < 180°.

Рассмотрев эти ДТП, мы получили, что скорости непосредственно перед столкновением получились значительно меньше, чем в результате столкновения (скорости отбрасывания). Поэтому предлагается усовершенствовать существующие методики расчета, для реального их практического применения. Для этого воспользуемся одним из рассмотренных ДТП.

Обстоятельства дела:

«09 июля 2005 года примерно в 14 час. 40 мин. на ул. Ф*** в г. Б*** на участке автодороги в районе дома №469 произошло столкновение автомобиля М-2141 под управлением водителя Б. с автомобилем ВАЗ-21063 под управлением водителя О. (А), после чего автомобиль М-2141 столкнулся ещё с автомобилем ВАЗ-21063 под управлением водителя М. (B). В результате дорожно-транспортного происшествия М. и пассажир Е. были смертельно травмированы, пассажирам В. Н.А., В. А.В., Щ. причинены повреждения различной степени тяжести.»

На разрешение экспертизы поставлен вопрос: Какова была скорость транспортных средств непосредственно перед происшествием?

 

Рисунок 1 – Столкновение ВАЗ – 21063 и Москвич – 2141

 

Схема данного ДТП представлена на рисунке 1. Из схемы углы поворота ε1 = 18° = 0,314 рад, ε2 = 45° = 0,785. Технические характеристики автомобилей: Москвич – 2141: масса – 1055 кг; габаритные размеры – 4350´1690´1400мм; база – 2580 мм. Расстояния от центра масс до передних и задних колес соответственно a1 = 1939 мм и b1 = 1303 мм; ВАЗ – 21063: масса – 1035 кг; габаритные размеры – 4166´1611´1440 мм; база – 2424 мм. Расстояния от центра масс до передних и задних колес соответственно a2 = 2000 мм и b2 = 1202 мм. Дорожные условия – сухой асфальто – бетон (φy = 0,7).

1 2 3
Общее время работы: 10.155916213989 мс
Использование памяти: 658 КБ