Материалы

Экономический ущерб от ДТП


Автомобилизация страны, решающая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения. В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью движения автомобильного транспорта, в которую вовлечены десятки миллионов людей и большое число транспортных средств, предупреждение аварийности становится одной их серьезнейших социально-экономических проблем. От ее успешного решения в значительной степени зависят не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны.

Одно из нарушений Правил дорожного движения отсутствие ремней безопасности. Если бы все водители и пассажиры беспрекословно выполняли это, казалось бы, элементарное требование, то насколько бы «улучшилась» печальная статистика ДТП, сколько тысяч человеческих жизней было бы спасено (подушки безопасности приводятся в действие только при пристегнутом ремне), и экономический ущерб от ДТП существенно уменьшился. Поэтому в начале 2006 г. в России решено было вернуться к ужесточению ответственности за не использование ремней безопасности.

Согласно исследованиям, проведенным транспортными ведомствами многих стран, девять из десяти автомобилистов в обязательном порядке пристегиваются ремнями безопасности. Например, в Германии 94% немцев пристегиваются ремнями безопасности, в США 84%. С 1999 г. по 2005 г. ремни безопасности спасли жизнь 6200 канадцам.

По данным Управления по Безопасности Движения на Автострадах (США) в 2000 г. ущерб экономики США от ДТП составил 230,6 млрд. долл. (2,3% ВВП или около 820 долл. на каждого жителя страны): на медицинские издержки пришлось 3,6 млрд. долл., имущественный ущерб - 59 млрд. долл., потерянную производительность - 81 млрд. долл. и 58 млрд. долл. составили прочие расходы, связанные с ДТП. В 2005 г. каждый погибший в ДТП американскому обществу обошелся в 977 тыс. долл., при чем 80% этой суммы приходится на потерянную производительность (в России 1,5-2 млн. руб.), а критически пострадавший, но оставшийся в живых, – в 1,1 млн. долл. (84% суммы составляют медицинские издержки и потерянная производительность).

В России в 2005 г. произошло 223,4 тыс. ДТП (см. рис. 1), это на 7,1% больше, чем в 2004 г. В них пострадало 274,8 тыс. чел., это

Рис. 1 Аварийность в России 1997-2005 гг.

на 9,3% больше, чем в 2004 г. После аварий население России сократилось на 33,96 тыс. чел. Треть погибших - наиболее экономически активное населении (26-40 лет). Ежегодный ущерб от ДТП за последние четыре года составил 2,4-2,6% ВВП, только в 2005 г. - 321 млрд. руб. (рис.2). Для сравнения, вклад электроэнергетики в

Рис. 2. Ущерб от ДТП

ВВП 424 млрд. руб., металлургии - 300, связи - 283, химической и нефтехимической промышленности - 232, лесной и целлюлозно-бумажной - 162, нефтеперерабатывающей - 144, промышленности стройматериалов - 123, газовой - 95 и легкой - 47 млрд. руб.

Исследования показывают, что использование ремней безопасности сокращает опасность травматизма на 40-50% и травматизма, приводящего к летальному исходу, на 40-60%. Как свидетельствует мировой опыт, для более полного соблюдения законов о ремнях безопасности необходимы национальные программы с применением мер контроля. Подпись: Уерб от ДТП Так, в Корее после национальной компании полицейского контроля и повышенных штрафов, ремнями безопасности пользуются 98% водителей, во Франции и Нидерландах соблюдение закона повысилось на 10-15% в течение одного года. По данным ВОЗ, смертность, тяжелый травматизм могут быть сокращены на 40-65%, если ремни использует 70-80% водителей.

1 2
Общее время работы: 9.3810558319092 мс
Использование памяти: 658 КБ