Материалы

Формирование интереса школьников к истории русского языка (на материале устаревшей лексики)


Экспериментальная работа проводилась на базе Мокроорловской средней общеобразовательной школы в 3 классе, который занимается по программе «Начальная школа XXI века».

В своем исследовании для решения данной проблемы использовали различные приемы, формы и методы работы, которые проходили на трех этапах.

1.Констатирующий этап.

Цель: проверить знания детей об устаревшей лексике, их умения определять значение таких слов, их интерес к истории языка.

На этом этапе учащимся было предложено задания, связанные с выявлением знаний учащихся устаревшей лексики, умением объяснить значение данных слов. Анализ результатов показал, что учащиеся в основном не знают значений этих слов, затрудняются ввести их в контекст, но проявляют интерес, хотят узнать, что эти слова обозначают.

2.Формирующий этап.

Цель: разработать уроки, задания по изучению устаревшей лексики, развивать интерес детей.

Приемы, которые мы использовали: обращение к словарю (толковому, этимологическому), составление предложений с устаревшими словами, рисование предметов, которые можно называть устаревшими словами, наблюдение над языком, слово учителя.

Нами были разработаны и проведены уроки русского языка по теме: «Устаревшие слова», интегрированные уроки по русскому языку и изобразительному искусству, уроки литературного чтения, внеклассные мероприятия. Опишем фрагмент одного из уроков, тема которого «Устаревшие слова». Цели: познакомить учащихся с устаревшими словами, учить объяснять лексическое значение слова с использованием толкового словаря, обогащать словарный запас учащихся за счет устаревших слов, прививать любовь к истории языка.

Урок проходил в форме путешествия в прошлое нашей страны. Работа проходила с использованием учебника «Русский язык» Иванова С.В. и Толкового словаря Даля В.И.

Дети впервые встречаются с устаревшими словами «кушак, сафьян» и учатся работать с Толковым словарем Даля В.И., определяя значение этих слов. Далее учащиеся знакомятся с определением устаревших слов. По ходу урока ученики узнают еще несколько устаревших слов и находят их значение в словарях: гости, кольчуга, кафтан, боярин.

Домашнее задание носило дифференцированный характер: учащимся – первому ряду – надо было выписать значения по словарику, который находится в конце учебника; второму ряду – выписать из упражнения № 2 устаревшие слова и составить предложения.

Уроков подобного типа было проведено несколько. Учащиеся обращались к словарям, писали историю слов и выражений, готовили индивидуальные сообщения. По окончании опытного обучения был проведен контрольный этап.

3.Контрольный этап.

Цель: проверить знания детей об устаревшей лексике, умение объяснять слова, выявить интересы школьников к родному языку, его истории.

На этом этапе мы предложили учащимся написать небольшое сочинение на тему: «Что я знаю об устаревшей лексике?». Все дети справились с этим заданием. Учащимся также было предложено определить значение устаревших слов. Большинство детей с заданием справились. Данные контрольного эксперимента показали, что учащиеся употребляют в речи не знакомые ранее слова, могут объяснить значение устаревших слов, распределить слова по тематическим группам, умеют пользоваться словарями, проявляют интерес к русскому слову.

Таким образом, полученные результаты позволили сделать вывод о том, что целенаправленная систематическая работа по применению элементов семантического и этимологического анализа устаревшей лексики является эффективной и позволяет в значительной степени расширить кругозор учащихся, активизировать их познавательную деятельность и развить интерес к русскому языку в целом.

Литература

1.        Вижанкова Т.И. Работа по обогащению словаря учащихся начальных классов//Начальная школа. – 1990. – № 4. – с. 35 – 38.

2.        Залевская А.А. Слово в лексиконе человека. – М.: Просвещение, 2000. – 279 с.

3.        Шанский Н.М. и др. Современный русский язык: Учеб. для студентов пед. учеб. заведений. Ч.1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография. – М.: Просвещение, 1987. – 192с.

1 2
Общее время работы: 889.27888870239 мс
Использование памяти: 660 КБ