Материалы

Формирование интереса школьников к истории русского языка (на материале устаревшей лексики)


«Родной язык – это язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, понятных и непонятных. Сама природа слова, его связь с окружающим миром требует вдумчивого и осмысленного подхода к работе над лексикой русского языка. Через родное слово, как отмечал К.Д. Ушинский, отражается вся история духовной жизни народа. Поэтому, на наш взгляд, так важно с самого начала обучения ребенка в школе раскрыть «загадки» и возможности родного языка, привить интерес к нему, формировать и развивать чувство слова». (Вижанкова 1990:4).

На уроках русского языка учитель уделяет достаточное внимание грамматическому, орфографическому и структурному анализу слов, значительно меньше работая при этом над их семантикой.

Часто в текстах упражнений по русскому языку и в текстах литературных произведений встречаются слова, вышедшие из повседневного употребления – это устаревшие слова. Они входят в состав устаревшей лексики. И очень важно познакомить детей с такой лексикой: разъяснить значение устаревших слов, научить пользоваться словарями с тем, чтобы узнать толкование слова, как употреблять эти слова в речи.

Такая работа будет прививать детям любовь к родному языку, вызывать интерес к русскому языку как к учебному предмету.

Устаревшая лексика по школьным программам стала предметом изучения недавно и только по программе «Начальная школа XXI века». По другим программам специально не изучается. Но и по программе «Начальная школа XXI века» на изучение устаревшей лексики отводится всего лишь два урока русского языка. Этого, конечно же, недостаточно для того, чтобы учащиеся достаточно хорошо усвоили такую тему. В то же время в художественных произведениях, изучаемых в школе, таких произведений немало.

При анализе текстов очень часто необходимо использовать элементы семантического и этимологического анализа. Ученикам порой трудно выполнять такой анализ, так как правильно проводить эту работу умеет даже не каждый учитель начальной школы. Отсутствуют специальные методические пособия, помогающие учителю начальных классов организовать работу с устаревшей лексикой. И знакомству с устаревшей лексикой на уроках родного языка уделяется недостаточно внимания. Этот факт делает тему исследования актуальной.

Одним из путей внутреннего, качественного развития учебного материала, возможно, является систематическое изучение непонятной школьникам лексики родного языка.

В 6 – 10 лет ученики наиболее восприимчивы к изучению основ родного языка, так как человеку свойственно овладеть языком в детстве. Именно в это время следует предотвращать ханжеское и невежественное отношение к языку, как можно шире знакомить с его выразительными возможностями. Если не вести работу по осознанному изучению народно – поэтических слов, устаревших слов, то, когда вырастут сегодняшние школьники, эти же слова не только не станут употребляться, но и не будут никому понятны, станут окончательно достоянием истории. Изучение устаревшей лексики также важно в плане формирования интереса к истории русского языка, русского народа как его создателя.

«Трудность работы по изучению слов пассивного запаса языка заключается в уникальности и многообразии материала – ведь каждое употребление слова прибавляет к значению свою крупицу смысла» (Залевская 2000:78).

Сама природа слов, его связь с окружающим миром, требуют вдумчивого, осмысленного подхода к изучению лексики. Через слово, как отмечал К.Д Ушинский, отражается история духовной жизни народа. Поэтому сегодня актуальной является сама проблема знакомства школьников с лексической системой языка.

Усвоение огромного лексического запаса, который содержится в учебниках, не может происходить стихийно, т.к. лексика в любом языке всегда является не простой суммой слов, а определенной системой относительных и взаимосвязанных факторов. Система, как известно, это единство частей во взаимной сфере, характеризующихся общим функционированием. Следовательно, и «лексикология перед нами предстает не как наука об отдельных словах, а как наука о лексической системе языка в целом» (Шанский 1989:150).

Так, проанализировав учебник по русскому языку авторов: Рамзаевой Т.Г., Иванова С.В., Поляковой А.В., учебники «Родная речь» Головановой М.А., и «Литературное чтение» Ефросининой Л.А. можно сделать вывод: в этих учебниках встречаются слова, вышедшие из активного, повседневного обихода, т.е. слова устаревшей лексики.

1 2
Общее время работы: 9.951114654541 мс
Использование памяти: 658 КБ