Материалы

Ценностные ориентиры формирования творческой личности


Кухарчук Е.Н.

Научный руководитель: канд. филос. наук, доц.

Котельникова В.М.

Белгородский государственный технологический

университет им. В.Г. Шухова

 

Ценностные ориентиры формирования

творческой личности

 

У современной России много проблем, причем проявляются они в разных сферах общественной жизни: в образовании, науке, политике, экономике, культуре и др. Одной из причин их появления является неправильная ориентация творческого потенциала общества, а как следствие кажущаяся пассивность населения. А ведь «у человека нет более благородного занятия, которое оправдывало бы его существование на Земле, подтверждало высокое звание человек, давало ему самое глубокое и непреходящее наслаждение с ранней юности до преклонной старости, чем творчество». [3, с.218]

Неполное раскрытье своих творческих способностей, постоянное ощущение ненужности обществу всегда представляли опасность как для личности, так и для общества в целом. А.Ф. Лазурский в своей работе «Классификация личностей» писал: «Душевные силы человека, не получая разумного и притом адекватного (соответствующего способностям и интересам) приложения, проявляются всевозможными извращенными способами без пользы для себя и со вредом для окружающих». [4, с. 109]

Действительно, если человеческая потребность в самореализации не удовлетворяются нормально, если она не получает возможности пробиться сквозь рутину серой повседневности, постоянно встречая запреты, непонимание со стороны окружающих, или наоборот, если она страдает от пресыщения информацией, новизной, то все лучшее в человеке угасает.

Наиболее болезненно к процессу самореализации, безусловно, относится молодежь. Поэтому именно молодые люди чаще всего составляют антисоциальные и криминальные группировки, среди них все чаще встречаются люди, страдающие алкоголизмом и наркоманией.

Для того чтобы правильно понять причину таких явлений, те факторы, в результате которых они возникают, необходимо разобраться с понятием «творчество» и условиями, влияющими на него.

Творческий процесс – процесс создания чего-то нового. Побуждением к творчеству служит банальная неудовлетворенность уже существующим. При этом постоянные искания приводят человека либо к созданию новшества, либо к усовершенствованию того, что не удовлетворяло желаниям ранее. В процессе творческой деятельности душа человека настроена на очень тонкую волну, которая помогает ему улавливать малейшие колебания природы, общества, своих желаний, в результате получая более идеальные, совершенные творения. Проблема сегодняшнего дня заключается в том, что поймать такую волну становится все труднее. И в этом не последнюю роль играют ценностные ориентации личности. Ценности имеют огромное значение как на индивидуальном, так и на общественном уровне, они являются регуляторами человеческих стремлений и поступков. Творческий процесс также определяется прежде всего системой ценностей, существующих у человека. «Ценности – это то, через что люди ощущают себя людьми, то, что является, по их собственному отношению к ним, мерилом человеческого в человеке». [1, с.142]

В более широком представлении систему ценностей можно определить как совокупность мировоззренческих представлений, общения и рефлексивных процессов. Именно в мировоззрении формируются и определяются приоритеты между такими понятиями как свобода, деньги, власть, то есть того, что в обыденном представлении мы и понимаем под словом «ценность».

Сегодня материальные ценности имеют намного большее значение, чем духовные, особенно для молодежи, что является препятствием к осуществлению творческой деятельности. Поэтому для благотворного развития творческой личности очень важно сформировать у нее гармоничную систему ценностей, которая будет выполнять роль ориентира, направлять ее развитие, стимулировать активность.

Первую и главную роль в развитии ценностных представлений личности играет семья. Самыми первыми учителями и наставниками для ребенка становятся его родители. С первых дней жизни человек, как губка, впитывает в себя все, что происходит в семье. Формирования ценностей может происходить как на уровне простого копирования своих родителей, их взглядов и мировоззрения, так и создания собственной картины мира в процессе его познания. Но именно от активности родителей в воспитании зависит степень развития творческих способностей ребенка. Так, Юрий Белехов выделил следующие виды родительской активности, которые призваны стимулировать развитие личности и помогают ребенку сформировать собственную систему ценностей.

1 2 3
Общее время работы: 17.936944961548 мс
Использование памяти: 660 КБ