Специфика работы психолога со страхами детей младшего школьного возраста
5. ЦТО «Настроение в школе» и «Настроение дома» (по Люшеру).
Методы математической обработки данных включали в себя методы описательной статистики, корреляционный анализ, Т-критерий Стъюдента. Обработка данных проводилась при помощи статистических пакетов Stadia и Excel.
Методы интерпретации включали в себя количественный, качественный, уровневый и сравнительный анализ.
На начальном этапе формирующего эксперимента нами было проведено пилотажное исследование с целью изучения особенностей школьных страхов первоклассников.
Интерпретация данных, полученных при помощи «Методики шкалированной оценки степени выраженности объектных школьных страхов» позволила нам разделить всю выборку первоклассников на группы в зависимости от их уровня невротизации. (Табл. 1).
Таблица 1.
Количественное соотношение первоклассников в зависимости от уровня их невротизации.
№ | Уровень невротизации | Кол-во детей в % |
1. | Низкий (30 Т) | 8 |
2. | Ниже среднего (40 Т) | 32 |
3. | Средний (50 Т) | 24 |
4. | Повышенный (60 Т) | 36 |
Из табл. 1 видно, что всего лишь 8 % детей из выборки имеют низкие показатели по степени выраженности состояния страха. В то же время более чем у трети первоклассников (36 %) выявлен повышенный уровень невротизации, что свидетельствует о необходимости нахождения в школьном пространстве локусов, вызывающих страх и коррекции причин данного состояния.
Качественный анализ объектных школьных страхов показал, что наиболее сильные страхи первоклассников основаны на страхе наказания и страхе референтных лиц, являющихся биологическими по сути страхами более сильного могущественного начала, причинения боли, ущерба, вреда. Страх наказания со стороны значимых людей (учителя, родителей) – это страх не соответствовать представлениям о себе как о хорошем ученике, страх быть не таким, страх не справиться с ролью школьника. Плохая отметка несет угрозу не физическому самосохранению, а статусному, ролевому – грозя возможным понижением социального статуса. В таком случае негативное оценивание со стороны референтных лиц скорее воспринимается как начало социального падения, как социальная смерть. Таким образом подтверждается тезис А.И. Захарова о том, что в младшем школьном возрасте происходит переориентация биологических страхов на социальные.
По рисуночной методике «Школа зверей» было установлено, что 59 % учащихся испытывают трудности во взаимоотношениях с учителем, 16 % - проблемы в общении со сверстниками, и только у 25 % детей не выявлено особых сложностей взаимодействия с референтными лицами в школе. Таким образом, для первоклассников учитель является более значимым фактором, влияющим на формирование школьных страхов, нежели сверстники.
Интерпретация «Рисунков семьи» показала, что 78 % первоклассников испытывают эмоциональное неблагополучие в семье, которое, в свою очередь, может выступать детерминирующим фактором возникновения таких страхов, как страх «несоответствия престижным устремлениям родителей» (по Б. Филлипсу).
Анализ данных по методике «Тревожность» показал, что только 3 % детей из выборки имеют низкий уровень тревожности. Остальные участники исследования равномерно распределились по трем группам с высоким, завышенным и средним уровнем тревожности по 32 % в каждой.
Количественная обработка данных, полученных по «Цветовому тесту отношений» Люшера позволила нам определить преобладающий фон настроения для каждого обследованного ребенка. Только у 5,5 % первоклассников преобладает хорошее настроение, у 40,5 % эмоциональное состояние - в пределах нормы и более чем у половины детей (54 %) выявлено преобладание отрицательных эмоций. Плохое настроение школьников свидетельствует о наличии проблем, которые они не могут преодолеть самостоятельно. В то же время длительное воздействие неблагоприятных переживаний способствует невротизации ребенка.
В целом по результатам проведенной диагностики можно сделать следующие выводы: