Специфика работы психолога со страхами детей младшего школьного возраста
В современном обществе глобальных масштабов достигает обсуждение вопроса о необходимости гуманизации образования. Традиционная система передачи знаний, акцентирующая внимание на интеллектуальном развитии ребенка, не придает особого значения его эмоционально – личностному развитию. Пониженное внимание педагогов к интересам и проблемам детей, к особенностям их индивидуального развития приводит к нарушениям эмоциональной сферы учащихся, к формированию школьной тревожности и страхов.
При длительном воздействии на ребенка школьные страхи препятствуют интеллектуальному и личностному развитию, успешности в межличностных отношениях, актуальному и ближайшему развитию ребенка, что неблагоприятно сказывается на дееспособности и учебной успешности. Более того, по мнению А.М. прихожан, школьные страхи являются одним из предвестников невроза, и работа по их устранению в школах не ведется.
В связи с этим нами было проведено исследование с целью изучения специфики работы психолога со страхами детей младшего школьного возраста.
В настоящее время доказана неэффективность и недостаточность сугубо симптоматического подхода. Коррекция страхов у детей младшего школьного возраста, заключающаяся в отреагировании психотравмирующих ситуаций, не эффективна, так как влияние причин, детерминирующих развитие этих страхов, остается неизменным.
Анализ содержания выявленных в нашем исследовании страхов, связанных со школой, позволил выделить три основных фактора, способствующих их формированию: отношения в семье, отношения с учителем; отношения со сверстниками.
Данные факторы и легли в основу нашей модели коррекционной работы школьного психолога, включающей в себя объединение каузального и симптоматического подходов. На наш взгляд, для повышения эффективности коррекции школьных страхов помимо работы с детьми требуется «терапия среды» - как семейной, так и школьной. В связи с этим модель нашей психокоррекционной работы включает в себя три блока:
1. Коррекция проявлений страхов у первоклассников.
2. Психологическое просвещение педагогов, направленное на гуманизацию образовательного процесса.
3. Коррекция детско-родительских отношений (тренинг родительской компетентности).
Оценка эффективности разработанных нами психокоррекционных программ проводилась в рамках формирующего эксперимента.
В качестве гипотезы экспериментального исследования выступило следующее предположение: Построение комплексной модели психокоррекционной работы психолога, включающей в себя объединение каузального и симптоматического подходов, способствует устранению школьных страхов у первоклассников.
Исследование проводилось на базе МОУ-СОШ № 31 города Белгорода. В нем приняли участие 37 первоклассников, 7 родителей и 4 учителя начальной школы.
В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. «Методика шкалированной оценки степени выраженности объектных школьных страхов» В.А. Петченко.
2. Проективная методика «Школа зверей» С. Панченко.
3. Проективная методика «Рисунок семьи».
4. Проективная методика «Тревожность» (Тест Тэммл, Дорки, Амен).