Материалы

Использование концепции контроллинга и его влияние на системы управления (АИС, ЕИП, ИСУ) для формирования СППР


В настоящее время в период быстрых изменений на рынке для управления современным предприятием, особенно актуальна комплексность информационной базы для принятия оперативных и стратегических решений и контроля над их выполнением. Бумажные носители информации заметно тормозят развитие предприятия на пути внедрения передовых технологий управления, так как в настоящее время одним из важнейших способов в бизнесе для принятия управленческих решений служат современные методы сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации в корректной форме. Контроллинг как система управления предназначена для обеспечения длительного функционирования предприятия. Одной из основных задач системы контроллинга на предприятии является выработка рекомендаций для принятия управленческих решений. Для того чтобы сформировать такие рекомендации, необходимо, проанализировать сам процесс принятия решений. Определить из каких этапов он состоит, когда и какая информационная требуется руководителю. Практический смысл его заключается в сопоставлении плановых и фактических значений контрольных показателей. Результатом развития управления является самоконтроль, образовавшийся из управления и контроллинга. Поддержка управленческих решений соблюдается на каждом уровне управления стратегическом, оперативном, тактическом (функциональном). Уровни управления, как вид управленческой деятельности, определяются сложностью решаемых задач. Так для решения сложных задач требуется высокий уровень управления. Оперативные (простые, краткосрочные) задач, (которых большинство), решаются на более низком уровне, так как такие решения должны приниматься в срочном, оперативном порядке. При управлении учитывается динамика принимаемых решений (Рисунок 1). Принятие решения – это акт целенаправленного воздействия на объекты управления, основанный на анализе ситуации, определении цели и разработке программы для достижения этой цели.

Рисунок 1 Пирамида уровней управления

 

На рисунке показаны три уровня управления: оперативный, функциональный, стратегический. Оперативный – это уровень быстрого реагирования на изучение ситуации, обеспечивающий решение многократно повторяющихся задач. Оперативный контроллинг также оказывает значительную помощь менеджерам в достижении запланированных целей. Он ориентирован на получение краткосрочных результатов. Функциональный (тактический) уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализ информации. Стратегический уровень обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Стратегический контроллинг способствует эффективному использованию предприятием имеющихся у него преимуществ и созданию новых потенциалов успешной деятельности в перспективе. Стратегический контроллинг определяет цели и задачи для оперативного контроллинга. Служба стратегического контроллинга поставляет необходимую информацию, ориентирующую руководство в процессе принятия решения. Использование методологии стратегического и оперативного контроллинга в качестве инструмента поддержки деятельности менеджеров может существенно повысить эффективность функционирования системы управления организацией.

Взаимосвязи различных уровней управления, задач определения целей, планирования, анализа, контроля и регулирования, ответственности между службами за результаты деятельности по управлению представлены на диаграмме Исикавы (Рисунок 2).

 

Рисунок 2 Взаимосвязи различных уровней управления

Зона конфликта – это область принятия управленческих решений. Из диаграммы видно, что зона конфликта состоит из процесса достижения результатов, контроллинга, и менеджмента. В неё входит специализированный отдел занимающийся минимизацией пограничных конфликтов. Для оптимизации зоны конфликта используется система поддержки принятия решений (СППР) – это своеобразная надстройка над оперативными информационными системами. Информационная система (ИС) – это взаимосвязанная совокупность средств, методов персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленных целей. ИС обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений. Разработка и внедрение СППР служит для обеспечения информационной поддержки при принятии оперативных обоснованных решений, и должна соответствовать стратегическим и тактическим целям предприятия. Основой такой системы являются: доставка информации аналитического характера (из внутренних/внешних источников) для финансовых оценок и составления прогнозов в бизнесе; формирование во взаимодействии с руководством системы информационных, финансовых и д.р. процессов. Концептуально решение поставленной проблемы должно базироваться на обеспечении доступа к данным и информации. Основной целью для создания такой системы является обеспечение методической и информационной поддержки подготовки принятия решений на основе фактографического и статистического анализа и прогноза финансовых и экономических показателей, то есть использование методов прогнозирования, мониторинга, анализа и корректировки деятельности предприятия и его подразделений. Информационная поддержка будет являться частью информационного пространства. Информационные пространства различных организаций могут обмениваться компьютерными документами, благодаря единому механизму их подготовки, поиска, передачи и преобразования. При этом содержание ИП отражает некоторые свойства бизнеса, а их совокупность определяет знания о бизнесе. В информационном пространстве используется несколько форм представления данных, например текстовая, табличная, графическая и др. Применение новых информационных технологий позволяет существенно расширить границы информационного пространства, увеличить скорости операций, связанных с подготовкой и передачей смысловой информации, что дает возможность сформировать новые качественные характеристики систем. Особенность информационных пространств проявляется в том, что они могут преобразовывать информацию, содержащуюся в документах, в знания, создавая новые документы, которые позволяют влиять на структуру самих систем. Информационное пространство возникает в процессе деятельности системы. При осуществлении семантической коммуникации в системе формируются новые базы знаний, что способствует изменению структуры информационного пространства. В настоящее время формирование единого информационного пространства ЕИП невозможно без широкого использования автоматизированных информационных систем (АИС). Информационное, программное и техническое обеспечение АИС обеспечивает оперативный доступ и систематизацию как внутренних, так и внешних источников информации и позволяет сформировать единое информационное пространство (ЕИП). ЕИП – это совокупность методических, организационных, программных, технических и телекоммуникационных средств, обеспечивающих оперативный доступ к любым информационным ресурсам предприятия. Это значительно облегчит обработку произвольных данных, заранее нерегламентированных запросов из различных источников информации.

1 2
Общее время работы: 9.6180438995361 мс
Использование памяти: 666 КБ