Материалы

Проблемы управления стабилизационным фондом в России


 

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИОННЫМ
ФОНДОМ В РОССИИ

 

Целью законопроекта “О Стабилизационном фонде” является создание механизма для накопления дополнительных налоговых доходов федерального бюджета, возникающих в периоды благоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть, как стратегический сырьевой ресурс, являющийся основной статьей российского экспорта.

Средства Стабилизационного фонда должны использоваться в двух целях: во-первых, для поддержания относительно стабильного уровня непроцентных расходов федерального бюджета в периоды неблагоприятной внешнеторговой конъюнктуры и, во-вторых, для погашения государственного внешнего долга. Сочетание указанных двух направлений расходования Фонда представляется принципиально важным, так как без сокращения размеров государственного долга стабилизационный эффект достижим лишь в краткосрочной перспективе. Между тем, невоспроизводимость природных ресурсов, собственно, являющихся источником текущих дополнительных доходов, предполагает их использование с учетом интересов будущих поколений. К сожалению, в современных российских условиях подобная схема практически нежизнеспособна – повальная коррупция и безответственность чиновничьих структур исключает возможность любого эффективного распределения государственных средств.

Правительством РФ продвигается политика установления ограничений по видам активов, в которые допускается инвестирование свободных средств Фонда. Такие активы должны удовлетворять трем критериям: во-первых, они должны быть надежными, во-вторых, высоко ликвидными, и, в-третьих, необходима диверсификация инвестиций. С этой точки зрения, представляется нецелесообразным инвестирование средств Фонда в подверженные курсовому риску рублевые активы. Кроме того, необходимо учитывать, что вложение средств Фонда во внутренние активы не позволяет использовать средства Фонда для задачи стабилизации реального курса рубля.[1]

Вложение средств Фонда в инвестиционные проекты, с точки зрения Правительства РФ, также неприемлемо, так как высоко рискованно и не удовлетворяет критерию достаточной ликвидности. Категорически недопустимо инвестирование средств Фонда в долговые обязательства Правительства Российской Федерации, так как в данном случае средства Фонда фактически используются для финансирования дефицита федерального бюджета, не связанного с отклонением цен на нефть от базовых значений. Кроме того, при этом происходит накопление государственного долга за счет Стабилизационного фонда, предназначенного в частности для сокращения этого долга.

По вышеизложенным причинам при выборе финансовых инструментов для вложения средств Фонда Правительство ориентируется на котировки международных рейтинговых агентств. Приемлемый уровень надежности и ликвидности могут обеспечить ценные бумаги, имеющие рейтинг ААА по оценке агентства Standard & Poor’s или рейтинг ААА по оценке агентства Moody’s.

Принципиально важным моментом является выбор субъекта, осуществляющего оперативное управление средствами Фонда. Могут быть предложены следующие альтернативы решения этого вопроса: предоставление права оперативного управления Фондом Центральному банку РФ, Министерству финансов или специально созданному для этих целей правительственному агентству.

В полномочиях Центрального банка по управлению золотовалютными резервами усматривается непосредственная аналогия с полномочиями по управлению средствами Стабилизационного фонда. Золотовалютные резервы и средства Стабилизационного фонда имеют общий источник происхождения (образуются за счет доходов федерального бюджета), общий правовой режим (находятся в федеральной государственной собственности и расходуются на определенные законом цели) и общее назначение (представляют собой форму накопления и сбережения государственных финансовых ресурсов). Общим для золотовалютных резервов и средств Стабилизационного фонда отличием от прочих государственных активов является и то, что управление ими нецелесообразно осуществлять парламентским путем. Представительная власть может (и должна) контролировать соблюдение законодательно установленных целей указанных резервов, обеспечивая их сохранность в долговременной перспективе, однако передача Парламенту прав по распоряжению этими средствами неизбежно снизит эффективность или даже просто заблокирует принятие управленческих решений. Именно такой логики придерживается действующее законодательство, регламентирующее статус золотовалютных резервов.

1 2 3
Общее время работы: 279.38413619995 мс
Использование памяти: 658 КБ