Материалы

Проблема воли: философский и психологический аспекты


 

Пятый век до нашей эры, древнегреческий философ Платон, в своём диалоге «Государство», писал о трёх началах человеческой души:

1. Разумное - то, с помощью которого человек может рассуждать.

2. Вожделеющее (неразумное) - «из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями»

3. Яростное - «…то которое берёт верх над побуждающим началом», благодаря ему, человек становиться способным «переносить голод, стужу и все подобные этим муки, лишь бы победить».

Трудно переоценить значение воли. Благодаря ей мы организуем наше поведение, деятельность, поступки, добиваемся лёгких и трудных, близких и дальних целей. Воля позволяет нам преодолевать страхи, непосредственные импульсы, влечения. А волевые проявления отдельных личностей (Сократ, Александр Македонский, Дж. Бруно), вошли в историю, став предметом восхищения и идеалом мужества.

Стоит ли говорить, что таким феноменом как воля часто интересовались писатели, философы, психологи. Не смотря на это, до сих пор наблюдаем отсутствие наиболее общепринятых взглядов на её природу.

Существуют 2 значения, в которых употребляются это понятие:

1)                   «Воля - свобода в проявлении чего-либо.

2)                   Воля - способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели» (С. И. Ожегов).

«Воля - способность к выбору деятельности и к внутренним усилиям, необходимым для её осуществления» (Философский энциклопедический словарь).

Человеческое мышление способно к анализу и абстрагированию, но в реальной действительности вещи и явления не анализируемы, они составляют целое. Но данные операции оказываются необходимыми в процессе познания бытия, но для понимания истинной сущности явления, необходимо осуществить обратное - синтез. «Она (задача, которую ставит перед человеком чувственный мир - авт.) заключается в том, чтобы подвергнуть анализу суммарный итоговый эффект ещё неизвестных воздействий, преломившихся через ещё неизвестные внутренние свойства вещей, расчленить различные воздействия, которым подвергаются вещи, выделив из них основные, вычленить в суммарном эффекте каждое из воздействий на вещь, воздействие и внутренние свойства вещи…, с тем, чтобы затем, соотнося, синтезируя данные, полученные в результате такого анализа, восстановить целостную картину действительности и объяснить её» (С. Л. Рубинштейн).

Поэтому, таким важным оказывается необходимость постоянно помнить, о том, что воля есть продукт аналитической работы мозга, феномен, который невозможно понять, не учитывая целостности, единства психики, её проявлений, а так же временного измерения, т. е. филогенетического развития.

Выше мы уже упоминали о различиях в точках зрения на природу воли, в одних случаях она признается беспрекословно, в других ставится под сомнение.

Отрицание свободы воли

Простой принцип детерминизма (учения «о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни»), отрицает свободу воли (антропологическо-этический детерминизм). У любого явления есть причины. Свеча горит, потому, что её зажгли. Человек голоден, потому, что в его организме не хватает питательных веществ. Так, горящая спичка и нехватка питательных веществ выступают причинами данных явлений. Далее нужно сказать, что нехватка углеводов в организме человека выступает не единственной причиной голода, этих причин множество: это нервная система, которая сигнализирует нам о недостатке калорий, это и ситуация, в которую попал индивид, это и отсутствие возможностей, которые могли бы удовлетворить потребность и т. д. Множество таких причин, взаимодействуя между собой, образуют систему, которая, в свою очередь, порождает некоторое явление, а точнее, систему явлений (или даже систему систем!). Таким образом, любое явление с необходимостью предопределяет система детерминант. Но тут встаёт вопрос возможности учёта всех детерминант. Получается, что:

1 2 3
Общее время работы: 15.807151794434 мс
Использование памяти: 658 КБ