Материалы

Реинжиниринг в управлении бизнес-процессами


 

Кривошапова И.Ю.

Научный руководитель: канд. экон. наук, доц.

Масалытина О.В.

Старооскольский технологический институт (филиал)

Московского государственного института стали и сплавов

(технологического университета)

 

Реинжиниринг в управлении бизнес-процессами

 

Для выживания в современных условиях фирма должна адаптироваться и постоянно приспосабливаться к изменяющемуся окружению. Поэтому недостаточно просто выдавать руководящие указа­ния с вершины многоуровневой иерархии компании. Очевидной является необходимость организации компания таким образом, чтобы отслеживать постоянные изменения во внешнем мире.

Превращение искусства проектирования и управления компанией в инженерную дисципли­ну есть революционная цель, которую ставит перед собой реинжиниринг бизнес-процессов или бизнес-процесс реинжиниринг (БПР).

БПР обозначает совокупность методов и средств, предназначенных для кардинального улучшения основных показате­лей деятельности компании (предприятия) путем моделирования, анализа и перепроектирования существующих бизнес-процессов.

Реинжиниринг бизнеса подразумевает, что осуществлен исчерпывающий анализ существующего бизнеса. Задача БПР - попытаться найти совершенно новый способ реконструирования существующего бизнеса (или, по крайней мере, его наиболее важных процессов), используя новые технические достижения (например, современные информационные технологии) для лучшего обслуживания своих клиентов.

Таким образом, реинжиниринг - это перестройка (перепроектирование) деловых процессов для достижения радикального, скачкообразного улучшения деятельности фирмы.

Однако основные при этом трудности заключаются не в количестве процессов, а в том, какие процессы перепроектировать. Перепроектирование большого коли­чества подчиненных процессов не принесет ощутимого результата, необходимо проводить реинжиниринг основных процессов компа­нии.

Проект по реинжинирингу бизнеса обычно включает следующие четыре этапа:

1.Разработка образа будущей компании - спецификация основных целей компании исходя из ее стратегии, потребностей клиентов, об­щего уровня бизнеса в отрасли.

2. Создание модели существующей компании (называемое также об­ратным, или ретроспективным инжинирингом). На этом этапе разрабатывается детальное описание существующей компании, иденти­фицируются и документируются ее основные бизнес-процессы, оце­нивается их эффективность.

3. Разработка нового бизнеса (прямой инжиниринг).

3.1. Перепроектирование бизнес-процессов. Создание более эффективных рабочих процедур (элементарных заданий, из ко­торых строятся бизнес-процессы), определение способов ис­пользования информационных технологий, идентификация не­обходимых изменений в работе персонала.

3.2. Разработка бизнес-процессов компании на уровне трудовых ресурсов.

3.3. Разработка поддерживающих информационных систем. На этом этапе определяются имеющиеся ресурсы (оборудова­ние, программное обеспечение) и реализуется специализированная информационная система (или системы) компании.

4. Внедрение перепроектированных процессов. Интеграция и тестирование разработанных процессов и поддерживающей информаци­онной системы, обучение сотрудников, установка информационной системы, переход к новой работе компании.

Перечисленные этапы могут выполняться не последовательно, а частично параллельно, причем некоторые этапы повторяются. Для разработки общего представления будущего бизнеса надо сначала разобраться в деятельности существующей компании.

В качестве центрального звена при реинжиниринге выступают современные информационные технологии, играющие роль конструктивного фактора.

Существует современный подход к проведению БПР, позво­ляющий менеджеру принимать непосредственное участие в разра­ботке модели компании. Суть этого подхода, названного интегрированным, состоит в том, что для разработки моделей ком­пании (существующей и будущей) предлагается использовать не CASE-средства, ориентированные на программиста, а интегриро­ванные инструментальные средства, объединяющие на базе техноло­гии динамических экспертных систем объектно-ориентированный подход, CASE-средства, средства имитационного моделирования и "активную" графику. Именно использование в интегрированных инструментальных средствах технологии динамических экспертных систем дает возможность:

1 2
Общее время работы: 9.9689960479736 мс
Использование памяти: 660 КБ