| Источник: http://www.clubrate.ru/backstage.html.
Материалы

Совершенствование учебного процесса с учетом требований работодателей


В 1999 г. министры, отвечающие за высшее образование, 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию о создании единого образовательного пространства на европейском континенте. Они, в частности, договорились перейти на двухуровневую систему подготовки – бакалавр, магистр, ввести единую систему и др. По мнению авторов [2], необходимо дополнить учебные программы новыми, построенными на основе многоуровневой системы подготовки и учитывающими мировой опыт. В рамках схемы многоуровневой подготовки специалистов необходимо предусмотреть 4 ступени подготовки: 1-я — колледж, 2-я — институт (бакалавриат), 3-я — магистратура, 4-я — аспирантура. Есть еще 0-я ступень — это лицей. Если на 0-й ступени предусматривается получать лишь навыки работы по выбранной специальности, то на последующих предполагается получение профессиональных навыков с выдачей соответствующего диплома.

Срок обучения в колледже должен составлять 2,5-3 года, где первые два года изучаются дисциплины фундаментального, гуманитарного и общеэкономического блоков, а в последующий год — основы профессиональных дисциплин.

Первые два года обучения в колледже должны соответствовать первым двум годам обучения в институте. Отбор на дальнейшее обучение в институте и получение степени бакалавра производится на конкурсной основе.

После 4 лет обучения в институте и написания теоретической выпускной работы студенту присваивается степень бакалавра по выбранной специальности с выдачей соответствующего диплома. Однако действующая нормативная база не предусматривает квалификационных характеристик выпускника со степенью бакалавра, не определяет его места в перечне специалистов для народного хозяйства. Это затрудняет его востребование предприятиями. Для решения этих вопросов на законодательном уровне, необходимо закрепить статус бакалавра как соответствующий квалификационной ступени специалиста.

Для получения высшего образования по специальности необходимо продолжить обучение на следующей ступени — в магистратуре.

Обучение в магистратуре можно продолжать по двум направлениям: для работы на предприятии, фирме и для преподавательской деятельности. Соответственно сроки обучения будут различны. Если студент планирует идти на предприятие, срок обучения составит 0,5-1 год, если на преподавательскую работу — 1,5-2 года. На этих этапах обучения должны даваться конкретные знания по профессиональным дисциплинам применительно к выбранному месту работы (торговля, промышленность, сфера услуг и т.д.), дополнительные гуманитарные знания, расширяющие кругозор, а также производственная практика по специальности. Дальнейшее обучение может быть продолжено в аспирантуре.

Использование многоуровневой подготовки позволяет внести ряд существенных изменений в область высшего образования, а именно:

1.            предоставить возможность человеку удовлетворить индивидуальные потребности в образовании;

2.            отстоять права личности в выборе вуза, специальности и формы получения образования;

3.            интегрировать российские вузы в мировую систему высшего образования;

4.            обеспечить непрерывность процесса образования и преемственность его ступеней.

Процесс обучения должен отличаться доходчивостью, последовательностью, простотой изложения. Обуче­ние должно быть направлено не на запоминание и воспроизведение, а на приобретение умения самостоятельно добывать знания.

Очевидно, что необходимы перемены в системе образования, которые способствовали бы повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда и подготовке квалифицированных кадров с учетом требований работодателей.

1 2 3
Общее время работы: 9.5949172973633 мс
Использование памяти: 658 КБ