Материалы

Совершенствование учебного процесса с учетом требований работодателей


 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

 

В настоящее время проблема трудоустройства выпускников стоит достаточно остро. Сегодня выпускники вузов не имеют опыта трудовой деятельности, навыков общения с работодателями. Все это не способствует их удачному трудоустройству.

В условиях экономической нестабильности в России молодые специалисты не могут на равных конкурировать с более опытными работниками и в первую очередь попадают под увольнение.

Положение усугубляется еще и тем, что выпускники из-за отсутствия в большинстве вузов распределения по окончании высших учебных заведений не в состоянии самостоятельно найти работу, а тем более работу по специальности.

Я считаю, что пассивность предприятий в предоставлении рабочих мест учащимся для прохождения производственной практики напрямую сказывается на качестве подготовки квалифицированных кадров и специалистов.

Сегодня учебные заведения стремятся удовлетворить потребности личности в образовании при том условии, что человек не обязательно будет работать по данной профессии, но с полученным образованием сам сможет найти себе применение.

На мой взгляд, работодатели хотят видеть в выпускниках вузов, приходящих к ним на работу, трудоспособных, квалифицированных, знающих теорию и практику дела, умеющих работать на компьютере сотрудников (причем знающих специализированные программы). Им нужны специалисты, обладающие глубокими знаниями, способные принимать обоснован­ные решения даже в кризисных ситуациях. Любой работодатель хочет видеть мобильного и активного работника. Но, предъявляя достаточно высокие требования к выпускникам, работодатели должны, в свою очередь, заинтересовать их (высокой заработной платой, предоставлением жилищных условий).

Существующая сегодня система высшего образования не может обеспечить в полной мере высокий уровень подготовки кад­ров. Это обусловлено рядом причин, таких, как: недостаточность материально-технической базы вузов; несовершенный механизм определения потребности в кадрах, что привело к деформации профессионально-квалификационной структуры специалистов; высокий расчетный штатный норматив студентов на одного преподавателя, не позволяющий уделять достаточного внимания индивидуальной работе со студен­тами; отсутствие заинтересованности предприятий в рациональном использовании кадров высшей квалификации; отток наиболее опытных, квалифицированных преподавателей из-за низ­кой заработной платы [1].

Необходимо заметить, что переход России к рыночной экономике сопровождается кризисом в области занятости. В связи с этим актуальным является создание нового типа учебных планов и программ для обучения, гибко реагирующих на потребности рынка труда.

На мой взгляд, одним из путей улучшения качества подго­товки специалистов является усиление взаимодействия вузов и предприятий.

В качестве одного из на­правлений этого взаимодействия можно предложить участие вузов в определении потреб­ности подготовки кадров высшей квалифика­ции для конкретных предприятий. Также необхо­димо объединить усилия предприятий и вузов для адаптации моло­дых специалистов. Иными словами, должна быть обязательная годичная стажировка, в течение которой студент получал бы практические навыки в своей будущей профессии. Контроль стажировки и адаптации молодых специалистов в целом должны осуществлять квалифицированные специалисты предприятий и преподаватели вузов. Это будет способствовать наиболее эф­фективному использованию кадров.

Я считаю, что можно предложить взаимодействие работодателей и молодых специалистов на контрактной основе. То есть, если работодателю требуется специалист со знанием, например, какой - либо специализированной программы, то он сам проводит обучение молодого специалиста, беря на себя все затраты. А в последствии хорошо подготовленный работник должен отработать определенный срок, установленный в контракте.

1 2 3
Общее время работы: 238.87705802917 мс
Использование памяти: 658 КБ