Материалы

Представления студентов-психологов об отношении к ним значимых других


 

Субъективная оценка значимости другого человека, возникающая в совместной деятельности или общении, занимает важное место в поведении людей. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с изучением вопроса о влиянии на личность человека других лиц, имеющих для него определенную значимость. Значимый другой – это Личность, отраженная субъектность которой оказывает влияние на других людей. Это влияние выражается в изменении их мотивационно-смысловой и эмоциональной сфер. Термин «значимый другой» введен в 30-х гг. ХХ столетия американским психологом Г.Салливеном. В российской психологии, в рамках теории деятельностного опосредствования и концепции персонализации, построена трехфакторная вероятностная модель значимого другого (А.В. Петровский, 1988. Данная модель выявляет три формы метаиндивидной репрезентации личности значимого другого: властные полномочия, референтность (авторитет) и эмоциональная привлекательность (аттракция).

Но так как человек живет в социуме, то он неразрывно связан отношениями с другими людьми, соответственно, на основании этого у него формируются определенные представления об этих людях, об этих отношениях. В нашей работе мы обратимся к изучению социальных представлений о личности. А именно к представлениям личности о том, как ее представляют себе другие люди, то есть непосредственно к коммуникативному аспекту социальных представлений индивидуального сознания. В данном направлении работали такие психологи как Дж. Мид, К.А. Альбуханова-Славская, Т.П. Емельянова и А.И. Донцов Т. Шибутани и др. Были подробно рассмотрена роль в представлениях личности об отношении к ней, ее самосознания, но все же остается открытым вопрос о том, как представляет личность отношение к ней значимых других, исходя из ее личностных особенностей? Исходя из этого мы сформулировали следующую проблему нашего исследования нашего исследования: как соотносятся представления личности об отношении к ней значимых других и ее индивидуально-психологические особенности.

Целью нашей работы было решение данной проблемы.

Соответственно, мы выдвинули следующую гипотезу: особенности представлений студентов-психологов об отношении к ним значимых других обусловлены их личностными особенностями.

Объект исследования – представления личности.

Предмет исследования – представления студентов-психологов об отношении к ней значимых других.

Задачи исследования:

- проанализировать литературу по проблеме исследования;

- изучить, чьи представления о себе для личности наиболее значимы (семьи, друзей, сокурсников, преподавателей);

- изучить, на какие характеристики преимущественно ориентируется личность, исходя из ее представлений об отношении к ней других;

- изучить содержательные характеристики ожидаемых данной личностью оценок окружающих и различия в значимости для нее разных лиц;

- выяснить, совпадает ли представление личности о себе и ожидаемые ее представления о ней других. Т.е. совпадает или противоречит представление о «Я» комплексу «Я глазами других»;

В нашем исследовании приняли участие 150 человек – студенты 1-го, 3-го и 4-го курсов факультета психологии Белгородского государственного университета.

В качестве диагностического инструмента применялись следующие методики: личностный дифференциал, методика по выявлению представлений личности об отношении к ней значимых других, шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла (взрослый вариант методики для высокого умственного развития). Обработка полученных данных производилась в статистическом пакете Stadia.

После сбора данных, их обработки, проведения диагностических процедур, анализа полученных результатов мы можем сделать следующие выводы:

Наиболее значимыми другими в представлениях об отношении к ним, для студентов-психологов являются мать и друзья, а менее значимым – преподаватели.

В своих представлениях об отношении к ним значимых других студенты, прежде всего, ориентируются на то, как оценивают их отношенческие качества (отзывчивость, доброта, внимательность, эмпатийность и дружелюбие).

1 2
Общее время работы: 9.4850063323975 мс
Использование памяти: 658 КБ