Материалы

Профилактика формирования чувства одиночества посредством развития копинг-стратегий


 

Профилактика формирования чувства одиночества посредством развития копинг-стратегий

В последнее время проблеме одиночества в психологии посвящаются все новые и новые работы, исследующие его сущность одиночества, причины возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.. Наибольшую известность получили следующие подходы зарубежных авторов к пониманию одиночества: психодинамический (З. Фрейд, Дж. Зилбург, Х. Салливан, Э. Фромм); интеракционистский(Р. Вейс); «интимный» (В.Дж. Дерлега, С.Т. Маргулис); когнитивный (Л.Э.Пепло, Д.Перлман); феноменологический (К. Роджерс); экзистенциальный (К. Мустакас, В. Франкл, И. Ялом). По сравнению с западной в отечественной психологии проблема одиночества как самостоятельная затрагивалась редко. Отдельные публикации по теме одиночества в нашей стране появились лишь в последние десятилетия. В них можно заметить определенную общность с теоретическими подходами к данной проблеме зарубежных психологов. Отсутствие единого понимания сущности одиночества, его генезиса и особенностей проявления позволяет очертить проблемное поле изучения феномена одиночества: изучение одиночества как социально-психологического феномена (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Старовойтова); изучение культурно-исторических форм одиночества (Ю.М. Швалб, О.В. Данчева); психологические особенности одиночества в подростковом и юношеском возрасте (И.С. Кон, О.Б. Долгинова, И.М. Слободчиков); описание явлений, близких одиночеству (таких, как изоляция, уединение) (А.В. Мудрик, А.У. Хараш).

Методологическое значение данных теорий, концепций, подходов для нашего исследования заключается в том, что на основе их анализа стало возможным дефинирование одиночества в его субъективном аспекте, понимание одиночества как негативного переживания, способного деформировать развитие личности.

В общественном сознании одиночество обычно связывается со зрелостью и пожилым возрастом. Однако есть исследования, доказывающие, что наиболее остро эта проблема стоит в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте (И.С. Кон, О.Б. Долгинова, Н.В. Перешина, С.В. Малышева). Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. К тому же переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества. Чтобы справиться с этим переживанием, подростку необходимо выработать стратегию его преодоления, выстроить новый способ взаимоотношений с социальным окружением и самим собой, совершенствуя и развивая имеющиеся способности, открывая в себе не известные ранее возможности собственной личности.

Анализ научной литературы и исследований показал, что вопросы профилактики формирования чувства одиночества посредством развития копинг-стратегий в подростковом возрасте не были предметом специального изучения. Необходимость восполнить указанный пробел в научных знаниях, а также стремление найти ответ на вопрос: какую роль играют преобладающие копинг-стратегии в формировании чувства одиночества в подростковом возрасте, определяют проблему настоящего исследования. В практическом плане – это проблема создания условий для гармоничного развития личности подростка, предупреждение возникновения у него чувства одиночества посредством актуализации конструктивных стратегий преодоления.

1 2 3 4
Общее время работы: 19.315004348755 мс
Использование памяти: 659 КБ