Материалы

Философия эгоизма


Каждый из нас, размышляя периодически о своем собственном характере, замечал, что порой мы, бываем эгоистичны. В большей или меньшей степени, в течение более или менее продолжительного времени. Иногда сами обращаем на это внимание, иногда замечают другие, но всегда не очень приятно бывает констатировать, что вот, оказывается, себя ты ценишь больше, чем окружающих. Это нормально? И да, и нет. Нормально в том смысле, что все мы люди, мы пока еще не совершенны, и  эгоизм нам, увы, свойственен. Ненормально в том случае, если нас это устраивает, если мы примиряемся со своим эгоизмом и ничего не хотим в себе менять.

Эгоизм - это мотивационное состояние, характеризующее заботу человека лишь о собственном благе или только о своем преимуществе. Эгоистом называют того, кто игнорирует чувства, интересы и права других людей ради достижения собственных целей, а также склонен нарушать установленные правила, использовать других или даже наносить им вред с целью осуществления своих желаний. Однако эгоизм обнаруживается не только в мотивации и характере личности, он заявляет о себе как жизненный принцип и философская доктрина. Эгоизм личности обнаруживается во всех социальных и возрастных группах и во всех сферах бытия. Он причиняет своим жертвам неизлечимую боль и страдание, моральный и материальный ущерб, а порой даже ломает судьбы людей, разрушает коллективы и организации. Разве мы не слышим жалобы на чрезмерное себялюбие и своекорыстие детей, родителей, стариков, руководителей, бизнесменов? Известно, что эгоизм возрастает в угрожающих масштабах именно в периоды социальных катаклизмов, экономических кризисов, войн, когда все острее ощущается в обществе скудность ресурсов выживания, когда ослаблена система контроля и расширены границы дозволенного. "Эгоизм колоссален - он возвышается над миром, - писал не без основания А.Шопенгауэр. - Ибо если бы каждому отдельному человеку был предоставлен выбор между его собственным уничтожением и гибелью всего мира, то мне нет нужды говорить, куда, в огромном большинстве случаев, склонился бы этот выбор"(1).

Этика эгоизма, в отличие от этики заботы, полностью игнорирует чувства и интересы окружающих. Таким образом, нетрудно заметить что, мотивы своекорыстной личности отражают лишь ее собственные потребности, ее индивидуальные устремления. Вот почему эгоист фокусирует все свои познавательные способности только на собственных чувствах и потребностях, правах и контрактах, считая их самыми важными на свете. М.Штирнер, писал: "Для эгоиста нет ничего настолько высокого, чтобы он унизился перед ним, нет ничего настолько самостоятельного, чтобы он жил ради него, нет ничего святого, чтобы он пожертвовал собой для него". Но здесь можно привести и другую точку зрения, принадлежащую Ч.Х. Старджину, который одобрял эгоизм. Он говорил о том, что людям необходимо поумнеть и начать заниматься каждому только своим делом. Автор пишет, что если каждый подметет двор перед своим домом, то станет чисто на всей земле. Но такое поведение вряд ли можно назвать эгоистичным. Точнее будет сказать, что это не ярко выраженная форма индивидуализма. Эгоизм личности же - это крайнее проявление индивидуализма, переходящее в эгоцентризм.

Можно отметить, что эгоистичные люди всегда пренебрегают чувствами и интересами других людей. Такой человек никогда не признает значимости окружающих. Это, с одной стороны, объясняется стремлением сделать собственное благо доминирующим, а с другой – желанием оградить свой узкий мирок от чувств и желаний других людей. Более того, человек, который стремится удовлетворить только свои потребности, активно отрицает ценность других людей, чтобы облегчить свое существование. Своекорыстный человек активно пренебрегает чужими интересами, потому что он не связан какими-либо обязательствами перед другими. Вряд ли в характере эгоиста вы сможете обнаружить такую черту характера, как забота о ближнем. Надо еще иметь в виду что, появление таких чувств, как симпатия, сострадание, дружба, любовь, в познавательном и эмоциональном мире себялюбивых, а, следовательно, и принятие ими определенных обязанностей сковывало бы их, побуждало к самоограничению и самопожертвованию, на что они просто не способны. "Никто не смеет ничего предписывать мне, и сам я определяю свое отношение, - писал Штирнер. - Еще яснее это можно выразить так: я не имею никаких обязанностей по отношению к другому..." (2).

1 2 3
Общее время работы: 9.5350742340088 мс
Использование памяти: 659 КБ