Материалы

Особенности образа родительских установок у подростков с различным уровнем саморегуляции


Для проверки данного предположения нами были использованы опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» [3] и методика Л. И. Вассермана, И. А. Горьковой, Е. И. Голициной «Подростки о родителях» [1].

В процессе исследования нами были выделены три группы, в каждую из которых вошли испытуемые, соответственно, с высокими, средними и низкими показателями общего уровня саморегуляции. В группу с высоким уровнем саморегуляции вошли 33%, с низким – 17% и со средним – 50% подростков от общего количества выборки. В соответствии с программой исследования группы подростков с высоким и низким уровнями саморегуляции были рассмотрены нами с точки зрения выраженности следующих показателей образа родительских установок: позитивный интерес, директивность, враждебность, автономность, непоследовательность.

С целью изучения различий между группами с высокими и низкими уровнями саморегуляции, нами использовался t-критерий Стьюдента. В результате сопоставления групп подростков с высокими и низкими уровнями саморегуляции по степени выраженности параметров образа родительских установок было установлено, что они имеют статистически значимые различия между выборочными средними по всем параметрам образа родительских установок.

Подростки, имеющие высокий общий уровень саморегуляции имеют высокие показатели по шкале позитивного интереса. Общение с родителями они воспринимают как дружеское, характеризующееся хорошими эмоциональными контактами. Они видят своих родителей как способных оказать помощь и поддержку, проявляющих дружеский способ общения, поддерживающих нормальный эмоциональный контакт.

Для них характерны низкие или средние показатели по шкале директивности, что свидетельствует о восприятии подростками своих родителей максимально готовыми делегировать им ответственность и предоставлять возможность самостоятельно решать многие вопросы.

По шкале враждебности у данных подростков выявлены более низкие показатели, что говорит об отсутствии у них ощущения чрезмерной строгости со стороны родителей, агрессивности в межличностных отношениях. Проводимое родительское воспитание оценивается подростками как стабильное, с преобладающей какой- либо одной стратегией, родители не требуют чрезмерного подчинения себе подростков.

Они отличаются низкими показателями автономности, что говорит о том, что родители воспринимаются подростками как признающие их как личностей, их чувства, мысли, представления, побуждения.

Помимо выделенных характеристик, подростки с высоким уровнем саморегуляции отличаются низкими показателями по параметру образа родительских установок – непоследовательности, то есть с точки зрения восприятия подростков, родительское воспитание имеет некоторые стабильные черты, не содержит разнонаправленных тенденций, приводящих к ощущению нестабильности, неясности требуемого поведения для подростков; все предъявляемые к ним требования со стороны родителей им понятны, разумны.

В целом, для подростков, имеющих высокий уровень саморегуляции, характерно отсутствие напряженности при взаимодействии с родителями. Подростки с данным уровнем саморегуляции ощущают свое равноправие с родителями, уважение со стороны родителей к их личности.

Подростки, имеющие низкий общий уровень саморегуляции, характеризуются противоположным восприятием образа родительских установок. Подростки, с точки зрения их образа родителей, не получают должного уровня поддержки родителей, они встречают со стороны родителей лишь властность, подозрительность, придирчивость, отсутствие тепла, холодность. Родители стараются брать на себя ответственность за все, что делает подросток. Они слишком часто навязывают ему чувство вины, напоминая о том, что много жертвуют ради него и взамен требуют от подростка чрезмерную покорность. Отношения с родителями воспринимаются как переполненные агрессией, излишней строгостью, отсутствием принятия. Подростки, с их точки зрения, слишком часто встречаются с диктатом, полным упоением властью со стороны родителей. Родительское воспитание воспринимается как некое чередование противоположных тенденций, например, господства амбиций и покорности.

При сопоставлении образа родительских установок у подростков, имеющих высокий и низкий общий уровень саморегуляции, выяснилось, что первые воспринимают родительское отношение более дружественным, позволяющим проявлять собственную активность. Родители с точки зрения вторых ставят свои мотивы и побуждения на первое место, уверены в своей непогрешимости, требуют абсолютного подчинения своей воле. В целом, ими не принимаются и не одобряются любые проявления активности со стороны детей. Таким образом, уровень саморегуляции подростков в какой-то мере позволяет обеспечить позитивное восприятие родительских установок, их адекватность, реалистичность и согласованность с собственно родительскими установками.

1 2 3
Общее время работы: 14.343976974487 мс
Использование памяти: 660 КБ