Особенности образа родительских установок у подростков с различным уровнем саморегуляции
Одним из основных новообразований подросткового возраста является чувство взрослости, сопровождающееся появлением у подростка отношения к себе как к взрослому, которое, в свою очередь, влечет за собой соответствующие изменения в поведении подростков. Проявлением взрослости является высокий уровень саморегуляции, максимально приближающийся к уровню развития взрослого человека. Для того, чтобы поведение подростка приобрело черты взрослого в полной мере, необходимо признание чувства взрослости подростков значимыми взрослыми, их права на то, чтобы источник активности в процессе принятия целей деятельности находился непосредственно «внутри» них самих как субъектов деятельности. Помимо этого, безусловно, важным является учет подростками значимых условий деятельности, их способность к построению программы исполнительских действий, выдвижение субъективных критериев достижения цели, контроль и оценка реальных результатов, коррекции системы саморегулирования. Таким образом, для успешного развития саморегуляции в подростковом возрасте становится не столько признание за ними чувства взрослости, сколько делегирование им права самостоятельной организации деятельности.
Для успешного развития процесса саморегуляции необходимы как внешние условия в виде адекватных родительских установок по отношению к подросткам, так и внутренние в виде адекватного восприятия образа родительских установок.
Не останавливаясь подробно на изучении внешних условий в виде адекватных родительских установок, укажем лишь на некоторые выявленные в ходе теоретического анализа литературы закономерности влияния родительских установок на психическое развитие ребенка. Считается, что наиболее вредным оказывается непредсказуемость родительских реакций, которая лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность. В то же время, чувствительные, эмоционально понимающие и сопереживающие детям родители, безошибочно и своевременно реагирующие на все потребности ребенка, «как бы создают для него бессознательную уверенность в том, что он может контролировать действия других и свои, достигать свои цели» [2, 4]. Если же в родительских отношениях преобладает эмоциональное отвержение, игнорирование потребностей ребенка из-за погруженности в собственные дела и переживания, у него может возникнуть чувство опасности, непредсказуемости среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существования. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению чувства беспомощности последнего, что впоследствии приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций и контактов с новыми людьми, недостатку любознательности и инициативы.
Рассматривая в нашем исследовании так называемые внутренние условия, обеспечивающие благоприятное психическое развитие, в качестве главного из них мы выделяли образ представленных в сознании подростков родительских установок. Как указывают многие психологи, необходимыми условиями психического развития подростка являются не столько адекватные родительские установки, сколько образ данных родительских установок в сознании детей.
Исходя из вышеизложенного, проблема нашего исследования формулируется следующим образом: каковы особенности образа родительских установок в сознании подростков с различным уровнем саморегуляции.
Объектом исследования выступает образ родительских установок, предметом – особенности образа родительских установок в сознании подростков с различным уровнем саморегуляции. Под родительскими установками мы понимаем систему или совокупность эмоциональных отношений к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: существуют особенности образа родительских установок у подростков с различным уровнем саморегуляции, а именно: подростки с высоким уровнем саморегуляции характеризуются более высокой степенью выраженности позитивного интереса, автономности, имеют низкие показатели директивности, враждебности, непоследовательности; подростки же низким уровнем саморегуляции характеризуются низкой степенью выраженности позитивного интереса, автономности, имеют высокие показатели директивности, враждебности, непоследовательности.