Управление затратами предприятия
Предприятие на рынке выступает и как субъект, и как объект рыночных отношений.
Экономическая система рыночного хозяйства базируется на автономии хозяйствующих субъектов, механизме рынка и конкуренции. Предприятие, как субъект рыночных отношений, для успешного осуществления хозяйственной деятельности должно быть, с одной стороны, конкурентоспособным по отношению к аналогичным предприятиям, функционирующим на рынке, с другой стороны – быть способным взаимодействовать с предприятиями других отраслей, инфраструктурой.
На рынке средств производства предприятие приобретает необходимое оборудование, инвентарь, другие материальные ценности; на рынке ценных бумаг покупает и продает акции; облигации, векселя. Рынок труда обеспечивает предприятие квалифицированной рабочей силой.
Таким образом, организационно экономическими условиями функционирования предприятия являются: экономическая самостоятельность; обеспечение самоокупаемости, рентабельности и самофинансирования; экономическая заинтересованность; материальная ответственность за результаты хозяйственной деятельности.
Эффективное управление затратами позволяет определить соответствие технико-экономического потенциала предприятия и фактических расходов на производство и реализацию товаров, работ и услуг, выявить границы предельных затрат.
Одним из важнейших показателей, характеризующих работу производственных предприятий, является себестоимость продукции (услуг). Себестоимость – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском продукции и оказанием услуг. Роль себестоимости в экономике предприятия трудно переоценить. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйственного субъекта. Являясь важным показателем финансовой деятельности, она отражает изменения производительности труда и эффективности использования ресурсов предприятия.
Особую важность имеет то, что себестоимость является тем показателем, по которому можно судить об эффективности функционирования производства, о конкурентоспособности предприятия. Ведь краеугольной проблемой экономики является проблема точного установления затрат и результатов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. И именно себестоимость продукции (услуг) выступает тем мерилом, относительно которого можно оценить результативность работы предприятия. В связи с этим в практической деятельности предприятий себестоимость выступает в качестве нижнего уровня цены на продукцию.
Однако себестоимость – понятие комплексное, обобщающее. Причем затраты формирующие себестоимость могут значительно отличаться друг от друга условиями возникновения, закономерностями поведения. Поэтому "понимать" себестоимость, эффективно управлять ею и контролировать ее мы можем только и только, если мы "понимаем" и эффективно управляем формулирующими ее текущими затратами. (Текущие затраты – это постоянные, обычные затраты и затраты, периодичность которых меньше месяца). Иными словами, управление себестоимостью – это управление текущими затратами.
Управление – это целенаправленное при помощи определенных способов и методов воздействие на управляемую систему с целью достижения поставленных целей. Управление текущими затратами также имеет свои цели и осуществляется при помощи определенной системы. Необходимость управления затратами предприятия вытекает непосредственно из той роли, которую они играют в экономике предприятия, а именно из их прямого участия в формировании прибыли предприятия. Именно прибыль, в конечном итоге, выступает основным условием конкурентоспособности предприятия, позволяет предприятию осуществлять расширенное воспроизводство и реализовывать свою социальную функцию. Именно потенциал прибыльности, определяемый не в малой мере способностью предприятия контролировать свои затраты, характеризует ценность предприятия, эффективность его текущего управления.