Особенности гендерных стереотипов студентов первого курса
Слова «мужчина» и «женщина» ассоциируются с множеством разнообразных признаков. Но не стоит путать слово пол и грамматический род. Когда девочки появляется на свет, их мозг уже ориентирован на «женственность», точно так же у мальчиков программирование на «мужественность» проходит внутриутробно. Структура головного мозга ответственна за многочисленные различия во взаимоотношениях полов.
«В строгом смысле пол – это совокупность морфологических и физиологических особенностей организма обеспечивать половое размножение, сущность которого в конечном итоге сводится к оплодотворению» [2; 27].
Психология пола как самостоятельная дисциплина может быть рассмотрена в качестве одной из научных предпосылок развития гендерной проблематики; она включает изучение различных проблем, таких, как психологические различия между людьми разного пола, социальная полоролевая дифференция и стратификация, культурные стереотипы маскулиности и фемининности социализации мальчиков и девочек.
До сих пор остаётся не ясным, какие различия между полами действительно существуют и приобретаются в процессе жизнедеятельности. В сформированную к моменту рождения систему половой дифференциации теперь включается влияния среды, социального окружения, которые сопровождают человека на ранних стадиях развития.
Мужчины и женщины разные. Почти весь двадцатый век это объясняли разными социальными условиями, а именно: есть мы то, что мы есть, из-за отношения к нам наших родителей и учителей, которое, в свою очередь, является отражением отношения к нам в целом. Девочек одевают в розовое и дарят им кукол, мальчиков одевают в голубое и дарят им солдатиков и футбольный мяч. Девочек утешают и гладят, а мальчиков шлёпают. И приказывают им не плакать. До недавнего времени считалось, что мозг ребёнка при рождении девственно чист, как белый лист бумаги.
Современные исследования убедительно доказывают, что гормоны и организация клеток головного мозга несут прямую ответственность за поведение, предпочтения и отношения к окружающему миру. Это означает, что при воспитании детей на необитаемом острове в отрыве от организованного общества и от родителей, которые руководили бы их поступками, девочки всё равно будут нянчить, одевать и воспитывать кукол, а мальчики соревноваться друг с другом физически и интеллектуально и образовывать группы с чётко обозначенной иерархией.
Таким образом, после рассмотрения процессов формирования гендерных различий обобщим некоторые основные положения.
В мозге закодированы две схемы: одна для обозначения собственной идентичности и роли, а другая – противоположного пола. Они дифференцируются механизмам идентификации и дополнения. Первый связывается с копированием поведения других людей, второй с выяснением, уяснения поведения других, так что собственное поведение дополняется поведением других или взаимодействует с ним.
Современные знания о функциональной специализации правого (образно-двигательная деятельность) и левого (абстрактно-мыслительная деятельность) полушарий мозга позволяют сделать вывод, что функционально мужчины преимущественно лево- , а женщины – правополушарные существа (речь идёт не о качестве деятельности мозга, а о половых особенностях этой деятельности). Однако реалии современной жизни предъявляют человеку ситуации, где у него формируются смешанные стереотипы, представлены традиционно выделяемые и мужские, и женские качества.
Поэтому целью нашего исследования является изучение представлений о гендерных стереотипах у современной молодёжи.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы для выявления сущности и условий формирования гендерных стереотипов.
2. Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей представлений о гендерных стереотипах у современной студентов.
Экспериментальное исследование проводилось со студентами 1 курса непедагогической специальности («Социально – культурный сервис и туризм») в количестве 20 человек (10 юношей и 10 девушек). Для анализа им предлагалась таблица с инструкцией, в которой предлагалось при согласии согласны с той или иной характеристикой поставить в графе напротив неё знак «+», при несогласии – «-». Анкеты были анонимными, но набраны были разным шрифтом для юношей и девушек, что позволило провести их обработку в соответствии с половой принадлежностью респондента.