Материалы

Профессионально-прикладная физическая культура при подготовке инженера-механика


 

Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях — один из способов совершенство­вания трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях развития человеческого общества. Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственных спортивно-игровых снарядов — элементов современной физической культуры и спорта.

О профессионально-прикладной физической подготовленности судят по уровню развития ключевых профессионально значимых психофизических функций (КПЗФ), [1] физических качеств, двигательных умений и навыков. Исследованиями показано, что КПЗФ можно целенаправленно совершенствовать с помощью специальных упражнений (тренировки), совершенствуя тем самым соответствующие физические и психофизические качества и способности. Эффективным средством развития КПЗФ, профессионально важных физических и связанных с ними качеств и способностей признаны занятия спортом и физической культурой. На этом основании рекомендуются виды физкультурной деятельности и спорта, которые способствуют развитию определенных физических качеств и связанных с ними способностей. К примеру, в словаре профессий США, включающем более двух тысяч специальностей, даются рекомендации для каждой из них по занятиям каким-то из видов спорта. В настоящее время, когда у нас в стране культивируется довольно большое число видов спорта, выбор среди них наиболее значимых в качестве средства развития КПЗФ, или способностей следует считать вполне оправданным. Для этого в вузах должны быть созданы условия для занятия различными видами спорта. Так, для воспитания простой и сложной зрительно и слухо-моторных реакций, ориентировки (диспетчеры, операторы, водители) подходят различные спортивные и подвижные игры. Вестибулярная устойчивость, необходимая летчикам, космонавтам, монтажникам-высотникам, хорошо тренируется при занятиях акробатикой, прыжками на батуте.

Исследованиями установлено, что для инженера-механика необходим целый ряд специальных личностных, психофизических и физических качеств, [2] среди которых основными являются:

1). личностные (организаторские способности, инициативность, смелость и решительность, стойкость, эмоциональная устойчивость, оперативное мышление;

2). психофизические (статическая выносливость и устойчивость к гиподинамии, устойчивость к воздействию неблагоприятных производственных факторов, устойчивость в проявлении внимания);

3).- физические (общая выносливость, быстрота движений, мышечная сила, ловкость).

Организаторские способности: средствами их развития являются преимущественно спортивные игры, например, следующие упражнения с мячом: ведение мяча с изменением направления и скорости, ведение мяча без зрительного контроля, в условиях единоборства защитника и нападающего; остановка, передача мяча партнеру по звуковым сигналам; броски и ловля мяча различными хватами, сигналы для выполнения и ловли тем или иным хватом в момент, когда мяч находится в воздухе; броски мяча в заданную цель; выполнение сочетаний приемов в дефиците времени; учебная игра в баскетбол, волейбол при судействе флажками.

Инициативность: выполнение физических упражнений одним из многих способов по личной инициативе; самостоятельное проведение учебно-тренировочных занятий с группой; соревнование с другими студентами на оптимальное решение двигательной задачи; самостоятельный выбор тактического плана выступления на соревнованиях; организация и проведение физкультурно-массовых соревнований в группе, на факультете; участие в соревнованиях по спортивным играм, эстафеты и т.д.

1 2 3
Общее время работы: 890.86699485779 мс
Использование памяти: 659 КБ