Религиозные секты и будущее России
РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ И БУДУЩЕЕ РОССИИ
«Жить сознательно - значит руководиться в своей деятельности целями, и притом не ближайшими; жить бессознательно - это значит управляться в своей жизни причинами, которые остаются для нас внешними и чуждыми. Но, конечно, мы можем быть уверены в достоинстве своих целей лишь тогда, когда знаем, что они совпадают с тем направлением, которое уже видимо, неощутимо дано всемирной истории, уже существует в ней»
В. В. Розанов
Пожалуй, однозначно нельзя сказать, что ход всемирной истории, предопределяется людьми только «сознательными», в том понимании этого слова, в котором мы его встречаем у Розанова (т.е. быть благонадёжным и богоугодным).
Его можно трактовать двояко. С одной стороны, мы не можем не утверждать, основываясь на своём пусть и ограниченном, но всё же несомненном личностном (историческом) опыте, что ныне происходящее, совершается людьми, которых заботит пусть не всемирное человеческое, то, по крайней мере, будущее их детей и внуков. С другой стороны, теми же людьми творятся всевозможные «бесчинства», творятся вполне сознательно и практически в каждом из элементов культурной жизнедеятельности, будь-то философия, искусство, религия, научное познание или быт.
Разумеется, каждый этнос по ходу своего развития стремится к сохранению самобытности своей культуры, имеет право оставить след в мировой истории в назидание будущим поколениям… Имеет, но именно «культурное наследие» образуется вокруг ядра, стержня, так называемого «культа», т.е. определённого типа и опыта Богослужения, находящего своё выражение в соответствующем поведении и специфических действиях. И, что наиболее важно, согласно, в частности, справедливому мнению В. Л. Махнача, именно религиозный «культ» должен обуславливать единство входящих в данную «макрокультуру» этносов и государств, а не мировоззренческие идеи личностей, по сути этим культом во многом определяемые.
На пике религиозно - вакхического экстаза возникает значительное количество сект, основатели и духовные руководители которых решили, что они вправе переиначивать толкования святых писаний по своему усмотрению. В книге психиатра- криминалиста 19- начала 20 веков, Ц. Ломброзо «Гениальность и помешательство», изданной еще в 1892г., приводятся примеры некоторых личностей – «несчастных больных, страдавших горделивым помешательствоми теоманией», чьи галлюцинации воспринимались народом за откровение свыше. По мнению данного специалиста, именно таким образом возникали новые секты, усилившие и без того ожесточённые религиозные распри со всеми их печальными последствиями. По нашему мнению, одним из ярких примеров такого сектантства является учение анабаптистов. Его последователям, в разных географических точках вдруг начинают представляться борющиеся на небе ангелы и огненные драконы; они получают свыше повеление убивать своих братьев и нежно любимых детей (мания убийства), воздерживаться от пищи по целым месяцам или поражать войска своим дыханием и взглядом. Позднее подобным же образом формируются другие секты, например, кальвинистов, янсенистов и прочие. А в сегодняшнем мире сект огромное количество, и самых разнообразных.
Всё бы ничего, как известно, «каждый сходит с ума по своему», да вот только, встречаются некоторые харизматические личности, соединяющие в себе непоколебимую, фанатическую преданность своим убеждениям, на которую способны помешанные, с прозорливостью и расчётливостью гения – вполне понятно, что такая сила во всякую эпоху, без сомнения, может увлечь за собой невежественную толпу. И последствия такого увлечения (впрочем в основе его могут лежать и иные, отнюдь не связанные с невежественностью, мотивы; применительно к современной России это бездуховность; образовавшийся после известных коренных преобразований пресловутый духовный вакуум заполняется не только возвратом к традиционным для государствообразующего этноса православным ценностям, но и часто очень экзотическими религиозными представлениями) печальны.
Имеет место вспомнить подобную неординарную, по мнению отечественных историков, - « … одну из величайших фантасмагорий нашей истории, может быть - даже истории всемирной…», тульского мужичка Селиванова (сектанта-скопца), «… труды которого «Послания» и «Страды», оставленные после его смерти, после их прочтения оставляют настолько сильное впечатление, что некоторое время вам кажется, что вы читаете историю какого-то нравственного «светопреставления», что-то апокалиптическое, чудовищное, невписуемое вовсе в «гражданскую» и «политическую» историю человечества….», «…где бездна мощи и логик, но главное - бездна заблудившейся совести положены в основание секты» [5, 68].