Материалы

Исследование проблемы гражданской активности современной молодежи


 

Развитие современной молодежи приходится на годы преобразований во всех сферах жизнедеятельности российского общества, на период нового государственного строительства, на время изменения положения России на мировой арене. И эти реформы могут быть успешными только при активном участии в них молодого поколения.

Однако механизм участия молодежи в управлении государством сегодня несовершенен. Как показывают исследования, по-прежнему низки ожидания молодежи от государства, вызывают недоверие органы власти; остается общественной проблемой то, что четверть молодых россиян не находит того, чем могли бы гордиться граждане России, многие из них хотели бы родиться в другой стране. Именно этим объясняется массовое неучастие молодежи в избирательных кампаниях любого уровня, в органах самоуправления, как на местном уровне, так и на российском. Отсутствие веры в конечный результат и возможностей решения серьезных проблем на уровне государственной власти удерживает их от проявления активности и работы в общественных организациях, политических партиях и органах власти. Доля молодых граждан в органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления все еще крайне мала. Одновременно с этим существует проблема отсутствия комплексных программ, обеспечивающих организованное и последовательное привлечение наиболее подготовленных молодых людей на государственную и муниципальную службу. Кадры молодежных организаций нередко недооцениваются. Например, Президентская программа подготовки кадров разработана только для специалистов народного хозяйства, Академия государственной службы также готовит только чиновников, а не резерв для государственных органов. Лидеры молодежных общественных и государственных организаций сегодня составляют главный ресурс для вертикального пополнения российской политической, административной и других элит.

Реализация качеств молодого человека как специалиста-руководителя невозможна без укрепления его гражданской позиции, патриотического воспитания в образовательных учреждениях. В условиях отсутствия федеральной программы по патриотическому воспитанию и совершенствованию личности будущего дипломированного специалиста в учебных заведениях недостаточно внимания уделяется этой проблеме.


В Муромском институте Владимирского государственного университета был проведен опрос с целью изучения уровня активности студентов, степени их заинтересованности в общественной жизни. На основании полученных данных проведен комплексный анализ, по итогам которого составлена аналитическая диаграмма (рисунок 1), отражающая зависимость усредненного показателя гражданской активности в процентах от возраста студентов и изучаемой специальности (факультеты). Максимальный уровень активности соответствует 100%, минимальный – 0%.

Анализ диаграммы показывает, что среднее значение показателя гражданской активности студентов МИ ВлГУ (61,2) выше среднего, следовательно, уровень гражданской активности достаточно высокий. Наибольшая активность наблюдается у студентов первого и второго курсов, но к четвертому – пятому курсам активность снижается. Это свидетельствует о том, что желания и возможности молодежи участия в общественной жизни остаются неосуществленными в отсутствие федеральных программ поддержки.


В настоящее время подготовка дипломированных специалистов в вузах требует создания условий по приобретению навыков общественной работы, необходимых для будущих руководителей. Утраченные в переходный период так называемой «перестройки» структура и механизмы привлечения молодежи к общественной работе, к работе в массовых организациях привели к необходимости разработки новых концепций по работе с молодежью, создания школы подготовки будущих профессиональных руководителей.

1 2
Общее время работы: 16.374111175537 мс
Использование памяти: 659 КБ