Материалы

Анализ конкурентоспособности страховых организаций Курской области


 

Данный доклад посвящен факторам эволюции страхового рынка в Курске и области. Ключевым среди них можно считать специализацию страховых компаний и её влияние на их сравнительную конкурентоспособность, зависимость эффективности деятельности страховых компаний от её размера (суммы привлеченных премий), воздействия органов исполнительной власти на структуру рынка (количество страховых организаций).

Российский рынок страхования принадлежит к одному из наиболее динамично растущих сегментов финансового рынка в России. В настоящее время происходит процесс формирования российского рынка путем создания крупных страховых организаций. Для примера в РФ страхование менее 20 %, а в развитых странах 90-95 %.Серьезная проблема возникнет, если произойдет монополизация секторов страхового рынка. Отрицательно сказывается отсутствие мер стимулирования населения и предприятий к более широкому использованию возможностей страхования для защиты своих имущественных интересов.

Ответственность за неэффективность российского рынка несет модель регулирования, известная как модель « легкого входа», когда формальные требования к начинающим деятельность финансовым организациям (в том числе и минимальный размер уставного капитала) не высоки.

Режим « легкого входа» на страховой рынок позволяет проникать мелким компаниям. Значительная часть мелких компаний не устойчива и оказывается не в состоянии добросовестно выполнять свои обязательства перед клиентами. Нестабильность участников рынка оказывает отрицательное влияние на спрос, на услуги страховых компаний. Низкий административный барьер для всех участников рынка оборачивается низкими стимулами входа для потенциально наиболее эффективных конкурентов. Эта проблема характерна не только для рынка страховых услуг, но и для других сегментов рынка персональных инвестиций в России. Результатом становится такая модель финансовых организаций, где выживают благодаря чрезвычайной сегментации страхования. Большинство мелких страховых компаний занимают искусственно созданные ниши, где они защищены от конкуренции с другими участниками рынка, в том числе и более эффективными. Важным инструментом такой сегментации рынка служат административная поддержка страховых организаций, включение в систему крупных финансово-промышленных объединений.

Перспективы повышения эффективности рынка страхования зависит от сравнительных, конкурентных преимуществ различных групп страховых компаний.

На рынке страхования, как и на большинстве рынков персональных инвестиций в РФ, сохраняется существенный разрыв между потенциальным и фактическим спросом на страховые продукты. Этот разрыв служит индикатором, с одной стороны, широких возможностей роста страхового рынка, с другой стороны – недостаточной эффективности его организации в настоящее время.

Наблюдением были охвачены пять страховых организаций: ВСК, МСК, АСКО-Курск, ВИКТОРИЯ и ИНГОСТРАХ-Курск. Эти организации прошли лицензирование и осуществляли в 2005 году страховые операции на территории Курска и области.

Число наблюдаемых организаций в 2005 году составило 80 % от числа организаций в 2004 году. По организационно- правовой форме 3 – составили открытые акционерные общества, 2 – закрытые акционерные общества.

Происходило развитие филиальной сети страховых организаций, число которых к концу 2005 года составило 93 единицы и увеличилось по сравнению с 2004 годом на 97,9 %. Открытие филиалов соответственно повлекло увеличение в 5,1 раза по сравнению с 2004 годом численности страховых агентов, включая работников, принятых по совместительству и выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера.

В течение года происходило наращивание капитала страховых компаний, уставный капитал на конец года достиг 129,3 млн. руб., что в 5,1 раза больше, чем в предыдущем году.

По обязательному страхованию количество заключенных договоров в 2005 году увеличилось в 4,3 раза, за счет введения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Количество действующих договоров с юридическими Лизами увеличилось на 34,5 %,а с физическими – уменьшилось на 58,6 %.

Эффективность работы страховых организаций характеризуется уровнем продаж страхового продукта. Сумма страховых премий (взносов) в 2005 году снизилось на 4,1 % от взносов собранных в 2004 году.

1 2
Общее время работы: 19.896984100342 мс
Использование памяти: 659 КБ