|
Материалы

Математические и статистические основы интегральной оценки качества образовательных услуг


 

Проблема качества образования, отражающая закономерные процессы социально-экономического, научно-технического и гуманитарного развития государства и общества, в последние годы стала актуальной в связи с конкуренцией на рынке труда, вступлением в европейское образовательное пространство, демографической ситуацией.

Качество образования характеризуется множеством разнообразных количественных или качественных параметров, число которых нередко достигает нескольких десятков. В таких случаях проведение исследований традиционными методами значительно усложняется или становится просто невозможным, так как в исследованиях “традиционного” типа анализ проводится на основе модели с небольшим числом переменных, что чрезмерно упрощает реальность [2]. Следовательно, появляется необходимость либо в приспособлении для исследований качества образования тех методов, которые уже применяются в других научных дисциплинах, либо в разработке новых методов.

В данной статье предлагается подход к построению интегрального показателя качества образования на основе количественных и качественных частных показателей качества. Построение интегрального показателя позволяет быстро и в доступной форме проводить анализ качества образования.

 

1. Постановка задачи оценки качества образования и выбор системы показателей

Пусть имеется некоторая совокупность специальностей P, каждая из которых характеризуется определенным набором показателей качества Y. Каждый из показателей yY характеризуется определенным набором параметров X. Причем здесь и далее по умолчанию предполагаем, что рост отдельного параметра сопряжен с увеличением уровня качества образования. Если для данного параметра наблюдается противоположная тенденция, то в анализе его следует заменить сопряженным. Требуется определить уровень качества образования по каждой специальности.

Введем следующие обозначения:

m – количество специальностей (m= |P|).

k – количество параметров, характеризующих качество образования по специальности (k= |X|).

n – количество показателей, характеризующих качество образования по специальности (n= |Y|).

aij () – значение j-го параметра, характеризующего i-ю специальность.

Для параметров введем в рассмотрение вектор весов R= (r1,r2,…,rj,…,rk). Вес rj отражает положение, уровень значимости параметра xj в сопоставленном ему показателе yY.

1 2 3 4
Общее время работы: 57.682037353516 мс
Использование памяти: 657 КБ