Перспективы нормативного обеспечения в дорожной отрасли
Развитие хозяйства Российской Федерации сопровождается увеличением транспортных перевозок и требует качественного улучшения работы транспортного комплекса, важной частью которого являются автомобильные дороги.
Решение данной задачи зависит от внедрения научно-технического прогресса, научной организации труда, новых высокопроизводительных машин и механизмов, широкого применения местных строительных материалов и отходов промышленности. Для центрально-черноземных областей Российской Федерации повышение эффективности дорожного строительства может быть достигнуто за счет комплексного использования вскрышных скальных горных пород Курской магнитной аномалии (КМА).
Основным строительным материалом для строительства дорожных покрытий является асфальтобетон. Фактический срок службы асфальтобетонных покрытий недостаточен, поэтому увеличение долговечности и снижение стоимости асфальтобетонных покрытий – очередная задача дорожных производственных и исследовательских организаций.
Опыт белгородских дорожников свидетельствует о возможности использования щебня, полученного дроблением попутно добываемых пород КМА и гравиеподобного материала Лебединского ГОКа, для производства дорожных асфальтобетонов. Комплексно используя богатства КМА, в Белгородской области можно получать 3…4 млн. м3 щебня ежегодно. Себестоимость 1 м3 щебня при этом на 20..30% ниже привозного [1].
Использование отходов горнодобывающей промышленности позволит создавать асфальтобетон, свойства которого не будут уступать параметрам других видов асфальтобетонов, а по ряду показателей даже превосходить их. Так анализ химического состава гравиеподобного материала Лебединского ГОКа показал, что использование данного сырья будет предопределять повышенную водостойкость асфальтобетона в дорожном покрытии. В ходе испытаний было доказано, что асфальтобетонные смеси на дробленом гравиеподобном материале побочных продуктов ГОКа обладают большей прочностью, чем на эталонном дробленом плотном известняке [2].
Поскольку использование данного типа сырья ограничено, в настоящее время отсутствует нормативная документация, которая бы четко отражала требования к данному виду асфальтобетона, с учетом его особенностей. Решением этой проблемы является разработка нормативного обеспечения для покрытий, выполняемых из асфальтобетонов с использованием сырьевых материалов на основе вскрышных скальных пород горных пород КМА.
До вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» в дорожном хозяйстве действовало более 2000 стандартов (нормативных документов), требования большинства из которых были обязательными для соблюдения. При этом такие требования исчислялись несколькими тысячами показателей. В итоге такое большое количество этих показателей не только не могло соблюдаться, но и даже должным образом не изучалось.
Проведенный анализ сформированного фонда документов по стандартизации в дорожном хозяйстве показал, что до 1990 г. было принято 78,5% от общего числа нормативных документов, а за последний период (1998 -2006 гг.) всего 8,4%.
При этом существующий фонд документов по стандартизации в дорожном хозяйстве содержит в себе множество различных категорий нормативных и методических документов, таких как межгосударственные стандарты, государственные стандарты Российской Федерации, строительные нормы и правила, отраслевые стандарты, ведомственные строительные нормы, отраслевые дорожные нормы, методические рекомендации, руководства, правила и т. д. Требования в этих документах утверждались соответствующими министерствами и ведомствами по результатам разработок различных научно-исследовательских институтов, которые не всегда учитывали возможности и потребности реального производства.